Новости Адыгейского благочиния
28 ноября - День святых мучеников Гурия, Самона и Авива
Святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив, пострадавшие за верность Христу в царствование Диоклитиана в г. Эдессе, почитаются покровителями и защитниками жен в случаях семейных неурядиц и несчастий.
Некто из воинов греческаго императора, готф, во время постоя в доме благочестивой вдовы Софии, жителъницы города Эдессы, женился на дочери ее, прекрасной Евфимии, между тем как был женат, т. е. совершил тяжкий грех прелюбодеяния.
Когда он отправлялся с Евфимиею на родину, то София, при гробе ныне прославляемых святых мучеников, взяла с него клятву, что он не сделает никакой обиды ее дочери, а будет любить и беречь ее.
Приближаясь к отечеству, готф объявил Евфимии, что он женат, и что она должна быть у жены его рабою, и угрозою смерти принудил ее к сему. У Евфимии родилось дитя. Жена готфа отравила ребенка ядом, а Евфимия, желая испытать, точно ли от этого яда умер ее ребенок, часть этого яда положила в пищу своей госпожи, которую она предполагала виновной в смерти ее сына. Предположение Евфимии, к несчастию, оправдалось; жена готфа скончалась. Родственники умершей решили, в наказание Евфимии, заложить ее в могильном склепе вместе с умершей. Тут Евфимия обратилась с великими слезами и молитвою к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, и они мгновенно перенесли ее, во время сна, на родину в церковь к гробу своему.
Проснувшись здесь, она рассказала всем о чуде своего спасения. Через несколько времени готфу пришлось быть в Эдессе, и он смело отправился к теще. София спрашивала о дочери; готф говорил, что она здорова, родила сына и скоро приедет для свидания с матерью. Когда же он говорил это, то София позвала дочь. Каково же было удивление и вместе страх готфа, когда он увидел Евфимию живою? По приказанию начальника, его казнили.
Чему поучает нас этот рассказ?
а) Во-первых, данную клятву нужно строго соблюдать, если предмет обещания нравственно возможен, справедлив, честен и согласен с здравым рассудком и с законом Божиим, церковным и гражданским. «Человек, иже аще обещает обет Господу, или закленется клятвою, или определит пределом о души своей, не осквернит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его», «да сотворит» (Числ. 30:3).
б) Во-вторых, из рассказа о наказании клятвопреступника готфа, мы видим, что Господь строго взыщет с мужей за дурное, жестокое обращение с женами. «Моя жена, что хочу то и сделаю с нею», вот что говорят иные грубые и неразумные мужья, совершенно чуждые духа христианской любви. Но не подобает сему быти. Святой Апостол Павел говорит: «мужие, любите своя жены» (Еф. 5:25), и в пример представляет Самого Иисуса Христа, Сына Божия, Который любит Свою Церковь выше всякой любви, постигаемой разумом. «Мужие, любите своя жены, якоже и себя» (Еф. 5, 33). Эта заповедь апостольская должна быть всегда в уме и в сердце мужей. От нее не должно удаляться им ни на шаг. Если же кто, вопреки этой заповеди, станет обижать и притеснять свою жену, то наказание Господа, наказание страшное и ужасное, рано или поздно, в этой жизни или будущей, может его постигнуть, как постигнуло вероломнаго, прелюбодейного и жестокосердого готфа.
в) В-третьих, из рассказа о чудесном наказании вероломного готфа святыми мучениками Гурием, Самоном и Авивом, мы видим силу молитв, соединенных со слезами. Несчастная Евфимия с великим воплем обратилась к Богу о своем избавлении от ужасной смерти, прося угодников Божиих Гурия, Самона и Авива, ходатайствовать за нее пред Богом. И молитва ея была услышана: святые мученики по изволению Божию чудесно освободили ее из ее ужасной тюрьмы — могилы и перенесли ее во время сна на ее родину. Ибо великую силу имеют слезы у Бога! Аминь