Новости Адыгейского благочиния

Быть верным Богу

“Через духовное возрождение русского народа

 к его национальному возрождению”

Патриарх Кирилл

История человечества есть история борьбы Бога с диаволом. Местом этой борьбы являются весь человеческий род и каждое человеческое сердце. И человек при искушении диаволом имеет две возможности: либо поддаться искушению и стать орудием борьбы с Богом и правдой Божией, либо отвернуться от диавола и принять Бога в сердце свое. Человек слаб, а диавол  силен. Но у человека есть возможность принять силу Божию. Благодать Божия, Божественная энергия – это то, что Бог передает людям. Божественная благодать, действуя в гармонии с человеческой свободой, делает человека непобедимым перед какой бы то ни было диавольской и вражеской силой.

Наш выбор в пользу добра становится выбором в пользу силы, ибо Бог сильнее диавола. Сказанное относится и к личности, и к обществу, и к народу.

Несмотря на кризис, в котором мы находимся, несмотря на многие скорби, которые имеют место в нашей жизни, мы сегодня обладаем свободой, возможностью самоопределения и как общество, и как народ, и как государство. Эту возможность самоопределения нельзя потерять. Напротив, это выбор, который приведет наше Отечество к процветанию, а народ – к духовному и материальному благополучию.

 

Церковный ответ на вопрос о кризисе, существующем в нашем обществе, заключается в том, что это кризис не политический, не экономический, не экологический, не культурный – это кризис личности, кризис нашего самосознания. Только этим кризисом можно объяснить глобальность бед, через которые проходит наш народ и наше государство. И легко доказать, что в основе бед лежит неспособность многих наших соотечественников отличать добро от зла. Наше общество в условиях опасного усугубления нравственного кризиса ради самосохранения должно быть кровно заинтересовано в оживлении духовно-нравственного идеала, в течение веков определявшего поведение и поступки миллионов русских людей, от крестьянского ребенка до Царя.

Воцерковление нашего народа способно воскресить Россию и дать ей силы вновь стать Святой Русью, способной противостоять силам зла и разрушения. Через воцерковление человек входит в молитвенный и литургический опыт Церкви и в этом черпает благодатные силы для построения личной жизни и общественного служения. Воцерковление есть одухотворение личной и общественной жизни, принятие высокого «нравственного стандарта» жизни. Церковь исповедует Божественное происхождение нравственного начала в человеке.

Сегодня все вроде бы за духовное возрождение, за нравственность. В речах почти каждого государственного или общественного деятеля вы непременно найдете слова о необходимости скорейшего решения этой проблемы. Но в то же самое время в наши школы, подчас при поддержке чиновников от образования, приходят заезжие миссионеры и обращаются со своей проповедью к нашим детям. А когда Православная Церковь заявляет, что она должна иметь право обращаться к народу, и в частности к детям, то нам говорят: «Нельзя, свобода совести, свобода выбора не позволяет». Мы на это отвечаем: «Мы стоим за свободу совести и свободу выбора как никто, потому что мы больше всех пострадали от отсутствия этой свободы». Принцип свободы совести должен соблюдаться неукоснительно. Именно поэтому православный священник должен иметь возможность приходить туда, где присутствуют православные люди и где они желают встретиться с пастырем: в школу, в армию, больницу и так далее.

Мы наблюдаем и то, что из телевидения и радио уходит национальная и даже общечеловеческая культура. Происходит безудержный рост антикультуры, пропаганда секса, насилия, развратного и преступного образа жизни. Насилие навязывается в качестве единственного способа разрешения конфликтных ситуаций, изменения порядка вещей. Запущены в действие колоссальные средства направленного воздействия на человека с целью кардинального изменения его менталитета и поведения – изменения, к сожалению, не в лучшую сторону. Перед этим особенно беззащитно молодое поколение, еще не успевшее укрепиться в положительной системе ценностей.

Духовно-нравственный идеал, который стремится возродить в России Православная Церковь, не представляет опасности ни для кого, ни для одной социальной группы. Наша Церковь многонациональна и имеет многовековой опыт мирного сосуществования с другими религиями: буддизмом, исламом, иудаизмом. Она готова со всеми сотрудничать ради достижения мира и гражданского согласия. Православный человек не может быть националистом. Он открыт для диалога и взаимодействия. Духовное возрастание личности осуществляется в ее ближайшем окружении: в семье, в трудовом коллективе.

Традиционная мораль – это мораль всего человечества. Это мораль, которая находит отражение во всех традиционных религиях. Это мораль, основы которой некогда Сам Бог передал Моисею в виде десяти заповедей.

Вера может и должна стать основой мотивации человеческих поступков.

В нашем обществе есть много тех, кому трудно принять тот факт, что Церковь сегодня открыто обращается к своему народу со словом, касающимся реальной жизни людей – в семье, в школе, в офисах… О том, что составляет нашу реальную жизнь. Вот это и вызывает у некоторых испуг. А у некоторых – непонимание. А у кого-то – недовольство. Реакция у некоторых оказалась близкой к шоку: подумать только, Церковь говорит от себя, не повторяя ничьих чужих слов!

В России делается около двух миллионов абортов в год. По этому показателю, да еще на фоне демографического спада, мы чуть ли не впереди планеты всей.

Проблема нравственности, проблема отношений между полами – это кричащая проблема в нашем обществе. Перед нами стоит проблема разрушения семьи и сокращения рождаемости не потому, что мы бедные. Бедность не является причиной сокращения рождаемости. Совершенно очевидно, что люди не заводят детей по другим соображениям.

Мы перестаем быть способными на жертву. Мы перестаем быть способными себя другому отдать: пожертвовать своим временем, своими доходами, своим отпуском, своим комфортом. Гораздо комфортнее, если у тебя один ребенок, а может когда и вовсе нет детей, совсем комфортно. И люди предаются этому необременительному наслаждению жизнью, игнорируя свои очень важные обязанности по отношению к Богу и друг к другу.

Мы живем в такой культуре, из которой усилиями мыслителей, философов, политиков была изгнана идея греха. И вместо идеи греха появилась идея прав и свобод. С одной стороны, свобода является величайшим Божиим даром. Но в истории получилось так, что эта замечательная идея, это Божие благословение было использовано таким образом во вред человеку, что свобода раскрепостила человеческий инстинкт, и раскрепостила человеческий грех. Идея прав и свобод вытеснила идею нравственной ответственности человека. И, что самое главное, вытеснила идею греха. Церковь всегда настаивала на том, что в центре человеческой жизни должно быть покаяние.

Церковь не принимает на себя роль судьи, Церковь не судит, а исповедует, принимает исповедь и покаяние. Церковь работает на то, чтобы такие замечательные понятия, как целомудрие, чистота, сила духа, снова стали не просто добродетелями, а замечательно притягательным идеалом молодежи.

Религиозный образ жизни – это способ существования в мире человека, чей выбор мотивируется и определяется принципами его веры. Нам сегодня предлагается новый стандарт жизни, основанный на либеральных идеях. Такой либеральный стандарт стал общей абсолютной ценностью – положен в основу всех международных деклараций, пактов, соглашений, а также национальных законодательств, включая российское, хотя имеет антихристианскую сущность.

В основе либеральной идеи лежит идеал свободы – освобождение человеческой личности от всего, что сковывает, ограничивает, стесняет ее. Считается, что все, лимитирующее свободную личность, должно быть отменено, ибо свобода человека – высшая, абсолютная и непререкаемая ценность.

Да, свобода человека – дар Божий, и жизнь в соответствии со свободой предопределена Божиим замыслом о мире. Человек – действительно абсолютная ценность, ибо Господь сотворил его и призвал жить по образу и подобию Своему. Значит, жить в категориях свободы предопределено волей Божией. Все верно – но только до этой черты. И потому, идя в своих рассуждениях вдоль этой черты, мы с вами не погрешаем против истины.

А вот по ту сторону этой черты начинается царство кривды. И не просто кривды, а дьявольской, губительной лжи. Ведь апостол Павел тоже призывает нас к свободе – но к свободе от греха, к тому, чтобы человек стал свободным во Христе. И потому подлинная свобода обретается человеком в освобождении от власти греха, от тяготеющих над ним могущественного инстинкта и злого начала. Эта свобода подразумевает нашу способность подчинить свою волю единственно благой, свободной и абсолютной воле – воле Господа. Для того человеку и дана свобода, чтобы он свободно соединился с Богом, подчинил себя Его воле, и, уподобившись таким образом Богу, соделался человеком святым. Ради этого и наделен человек даром свободы. Казалось бы, ничто не мешало Творцу «запрограммировать» всех нас на изначальное обладание этой благодатью, этим вечным счастьем, подобно тому, как мы с вами заводим будильник. Однако Он не сделал этого, потому что Бог, Сам будучи по природе свободен, этим даром благословил и созданного Им человека. И такая свобода есть Богоданная свобода.

А что предлагает в противовес этому либеральная идея? Либеральная идея не призывает к освобождению от греха, ибо само понятие греха в либерализме отсутствует. Оно требует полной свободы для падшего человека – не спасенного, но падшего.

Не должно быть ничего, что сковывает и ограничивает меня в проявлении моей самости в утверждении моего «Я». Пусть оно греховно и даже преступно – это никого не касается до тех пор, пока я не совершаю преступных деяний. Либерализм полагает некую границу в утверждении греховного «Я» человека – в виде права и закона. Но в своей внутренней жизни человек признается свободным абсолютно и ни от кого, кроме себя, не зависящим. Значит, то, что как либо ограничивает его в этой сфере, автоматически будет считаться нарушением его неотъемлемых прав, несправедливостью и злом, как еще недавно говорили у нас, «пережитком прошлого», противоречащим достижению «великой» цели полного освобождения человека. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека, и всякий человек свободен в той мере, в которой его свобода не ограничивает свободу другого. Такова первая и главнейшая заповедь либерализма.

В соответствии с принципами либерализма человеку буквально навязывается грех как норма жизни. Это явление наблюдается буквально во всех сферах – в жизни, искусстве, образовании, языке. Навязывается мода на эстетизацию всего темного и низменного в природе человека, утверждается культ вседозволенности, грубого эгоизма, потребления и секса.

Нельзя преступать законы. А вот в сфере личной, семейной или общественной жизни человек вправе поступать так, как он считает нужным, без какого бы то ни было соотнесения своего выбора с понятием греха. А ведь грех – это смерть. Через грех пришла смерть.

Когда во главу угла поставляется человеческий эгоизм, когда либеральные институты защищают право на грех, то общество, лишенное представления о норме жизни, неизбежно обрекается на духовное вырождение, становясь ареной буйства телесных страстей.

Кто может противостоять этому процессу? Сбережение и утверждение неповрежденной нормы веры есть миссия Православия в мире, ибо отказ от Предания на деле означает автоматическое признание утверждения о том, что человеку все дозволено.

Сегодня совершенно очевидной становится невозможность бесконфликтной экспансии либерализма, особенно в тех сферах общественного бытия, в которых наиболее прочно укоренены ценности, воспитанные национальной духовно-культурной традицией.

Одним из ярких примеров идейной драмы наших дней является история с принятием нового российского закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». На Россию было оказано тогда беспрецедентное политическое давление. Президент США, канцлер ФРГ обратились к Президенту РФ Ельцину с посланиями протеста, Папа Римский потребовал от Кремля заблокировать новый закон о свободе совести, американские конгрессмены в случае одобрения угрожали России экономическими санкциями. Что же случилось и почему ни одна другая внутрироссийская проблема не вызывала такой негативной, острой и согласованной реакции Запада? Причина проста – наш Закон о свободе совести был расценен как несоответствующий либеральному стандарту в сфере религиозных прав человека. В сущности, от России тогда в ультимативной форме требовали приведения национального законодательства о свободе совести в соответствие с международными, а фактически западными либеральными стандартами.

Даже на этом примере мы видим проявление антихристианской сущности либеральной идеи. Церковь выступает лишь за то, чтобы человек всегда памятовал о самонужнейшей необходимости – заботиться о сохранении в себе образа и подобия Божия и быть верным заповедям Господним. Как мудро говорил один из Отцов Церкви, возлюби Господа – и делай что хочешь. Но в том-то и заключается спасительный парадокс, что человек уверовавший очень скоро обнаружит: все ему возможно, но не все полезно для спасения души.

Наиболее пагубным явлением в сфере школьного образования является равнодушие родителей к судьбам детей, когда родители не участвуют в жизни школы и не проверяют: а что же там преподают? В «Основах социальной концепции» Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться с распространением диавольского соблазна, который, способствуя разрушению семьи, подрывает основы общества.

Права  ребенка должны соблюдаться и быть защищены, но это, прежде всего, право не быть развращенным, право быть воспитанным в той культурно-религиозной и национально-исторической традиции, к которой ребенок принадлежит по рождению. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия. Особенный вред неутвержденным душам детей и юношества наносит пропаганда содомского греха, когда гомосексуализм, к которому Церковь всегда относилась как к извращению, как к глубокому повреждению человеческой природы, пытаются представить как «норму» и даже как предмет гордости и пример для подражания.

Проблемы школьного образования, порожденные современной российской действительностью, чрезвычайно серьезны. И одним из путей их решения является постоянное и непосредственное участие родителей в жизни школы, их реальный контроль за ее деятельностью, а не просто ежедневный просмотр дневника своего ребенка.

Только в этом случае никто не сможет ввести в школе уроки по сексуальному просвещению в обход мнения родителей, ибо их открытые, гласные протесты не позволят совершиться этому. Уже есть прецеденты успешных судебных процессов против развратителей в школах, и в крайних случаях можно прибегать к такому способу защиты своих детей. Наиболее же пагубным явлением в этой сфере нашей общественной жизни является родительское равнодушие к судьбам детей.

Что же касается «войны» со школой, то этот путь непродуктивен. Едва ли большинство родителей сможет дать ребенку в домашних условиях то образование, которое он получает сейчас в школе, - традиция домашнего образования прервалась и, судя по всему, возродится не скоро. Более того, наша школа больна сегодня теми же болезнями, что и все общество. И, подобно ему, нуждается в воцерковлении. Но разве возможно воцерковить того, с кем находишься в состоянии войны?

Ни одна страна не называлась святой страной, а Русь называлась Святой Русью. Возникает вопрос откуда это словосочетание: Святая Русь? Некоторые говорят: на Руси было много храмов. Но ведь и в Западной Европе храмов не меньше. Кто-то говорит: монастырей было много. И монастырей в других странах не меньше. Русь стала Святой Русью потому, что главным идеалом жизни народа была святость.

Святой человек был положительным героем нашего эпоса, а затем художественный образ святого человека вошел в классическую литературу. Этот образ положительного героя дает нам замечательное понимание того, как святость, христианский образ жизни, высокая нравственность могут проявлять себя в конкретных жизненных обстоятельствах.

Люди не устремлялись к богатству, хотя и не чурались этого; люди не устремлялись к тому, что сделало бы их успешными в этой жизни, хотя и не чурались успеха. А к чему устремлялся народ? К тому, чтобы достичь идеала святости. Ясно, что в истории никогда не бывает, чтобы идеалы достигались в полной мере, и только, может быть, отдельным героям духа удавалось это сделать, но то, что святость была национальным идеалом, очень сильно отразилось на всей нашей истории. Возможно, именно это обстоятельство спасло нас от страшного атеистического разгрома.

Трудно представить, как повели бы себя в этих условиях любая страна, любой другой народ. Сегодня люди в богатых странах теряют веру. Пустыми стоят величественные соборы во многих европейских столицах, потому что святость и даже идея перестали быть доминантой жизни. Доминантой стало достижение материального благополучия, комфорта, власти, денег. Потому и храмы опустели без внешнего давления. Никаких гонений нет – и в условиях благополучия и свободы люди теряют веру!

Мы с вами сохранили веру в условиях гонений, сохранили ее не только потому, что те или иные люди оказались мужественными, но и потому, что нравственной, духовной силой Православия проросла вся наша культура. Когда священники не могли проповедовать, проповедало искусство, музеи с их иконами.

Сейчас мы стоим перед не менее серьезным испытанием. Не только во времена Миклухо-Маклая побрякушки были притягательными – красивая обертка привлекает всегда. Побрякушки современной жизни кружат голову, пьянят человеческое сознание; особенно молодым людям хочется жить непременно так, как живет женщина, которая глядит на тебя с обложки глянцевого журнала. Люди верят в рекламу, верят в моду, верят в стереотипы как в реальность, а ведь это – виртуальный мир!

Поэтому наша борьба – не против плоти и крови, как говорит апостол Павел (Еф. 6,12). Наша борьба – за тот образ жизни, который предлагает нам Иисус Христос, и против того образа жизни, который предлагает нам сегодня безбожная цивилизация. Здесь дух отсекается от плоти, разделяется духовное и материальное, человек отдается во власть материальных стихий. Это самый главный вопрос, от решения которого зависит будущее всякого рода человеческого. Нам, вышедшим из киевской купели крещения, есть что сказать миру. Мы имеем уникальный опыт – никто такого опыта не получил – мы имеем опыт гонений, исповедничества, мученичества, сопротивления организованной безбожной идеологии.

Почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу. Мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть. Мы вступаем туда ради желудка и кармана? Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только вряд ли там будут готовы наши ценности принять. Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта – это вызывает большие сомнения.

Наше единство – единство духовного пространства Святой Руси, - исторической Руси – это огромной силы цивилизационный проект, а он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить. У нас есть потенциал для развития подлинного диалога Востока и Запада – не диалога всадника с лошадью. И только такой диалог приведет к построению единой Европы. Может быть, Господь приведет нас к этому, и мы сможем внести свой цивилизационный вклад в построение в мире тех справедливых отношений, о которых многие мечтают.

История во многом зависит от того, как люди будут себя вести и что будут делать. Если зло в человеческой цивилизации не будет остановлено, то действительно страшные апокалиптические видения будут реальностью.

Церкви дана возможность продолжить дело Христа, быть общиной исцеления, нести людям слово Божественной истины, а значит и влиять на развитие человеческой цивилизации.

Нет никакого другого источника существования нравственности, кроме Божественного. Нам говорят современные ученые, а в прошлом марксисты: «Нравственность и совесть есть производная от общественных отношений. Бытие определяет сознание. Нравственность и совесть – это продукт общественного развития». Так говорили марксисты, так говорят сейчас либеральные философы, которые отвергают идею Божественного происхождения нравственности.

Есть набор истин, которые запечатлены в природе человеческой, - их мы называем нравственным законом, который вложен в природу человека. А что такое вера, религия? Это способ поддержания в рабочем состоянии своего нравственного чувства, потому что совесть – хрупкий инструмент.

«Вникай в обстоятельства времени», - говорит священномученик Игнатий Богоносец. Этот Завет особенно актуален сегодня. Да, обстоятельства нынешнего времени таковы, что равнодушие к утверждению православных ценностей жизни в окружающем нас мире может поставить цивилизацию на грань катастрофы.

Традиционные ценности необходимы нам как воздух во имя нравственного становления личности, полноты духовной жизни индивидуума и межличностных отношений. Если мы в России вслед за Западом утратим понятие греха, заместив его понятием свободы, то мы создадим совершенно нежизнеспособную цивилизацию, которая рухнет под бременем греховных страстей.

И потому либеральное и традиционное начала, православный образ жизни и западный стандарт могут сочетаться только при одном условии – при сохранении наших традиционных ценностей, нашего образа жизни, которым предусматривается возможность противостоять греху, начиная с его ясного наименования и обозначения его опасности для человека и общества. Уже ради одного этого религиозному образу жизни должно быть гарантировано право существования в нашем мире и особенно в России.

Забота об этом должна стать не только церковным, но и государственным делом. Государство, положив либеральную идею в основу государственно-общественной модели развития страны, должно противопоставить ей утвержденные в сфере воспитания, образования и межличностных отношений традиционные для России ценности – наш с вами православный образ жизни. И поэтому вопрос, какими должны быть российское законодательство, образование, культура, социальные отношения, общественная мораль, - вопрос в том, сохранится ли наша культурно-цивилизационная модель в наступившем столетии, займет ли она свое достойное место в мировом сообществе и выживем ли мы как православный народ. Но это и вопрос о том, сохранится ли вообще на нашей планете человеческая цивилизация. Ибо, утверждая православный образ жизни, мы тем самым формируем принципы жизнеспособной цивилизации.

И потому мы говорим, обращаясь к людям на Западе, воспитанным на либеральных ценностях: «Подумайте о будущем человечества. Потому что упразднив понятие греха, раскрепостив падшего человека, вы высвободили страшный разрушительный потенциал человеческих страстей и инстинктов, которые в условиях либеральных свобод способны разрушить человеческую цивилизацию».

И потому наш ответ миру должен быть таким: укорененная в Священном писании Церкви жизнь человека, его православный образ жизни, предполагающий борьбу с грехом и освобождение от власти диавола, - непременное условие выживания цивилизации в современных условиях.

Сегодня другого ответа и быть не может. Безрелигиозное общество обречено. У него нет шансов на выживание. При всей развитости экономики, социальных и политических институций люди способны жить вместе только на основании нравственного закона. Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и люди начинают друг друга уничтожать.

В ответ на вызов глобализации христианам предстоит еще раз подтвердить своим примером Евангельскую истину о том, что «не хлебом одним будет жить человек» (Мф.4.4.). Ведь Священное писание определенно свидетельствует о том, что умереть духовно личность может даже при самых благоприятных материальных условиях. Поэтому мы можем прогнозировать, что падение нравственности, прогресс бездуховности и вседозволенности на фоне глобализации способны привести к вырождению и, возможно, самоуничтожению человечества, ибо «светильник нечестивых угасает» (Притч. 13,9).

Таким образом, реальным выходом из тупиков либеральной идеологии будет возврат к осознанию религиозному, ибо только в перспективе вечной жизни человек может постичь смысл истинный своего пребывания на земле, перестроить характер своих отношений с ближними и природой на новых основаниях. Иными словами, от того, насколько гармоничны отношения человека с Творцом, зависит в конечном счете само выживание человеческой цивилизации. Утрата религиозного сознания есть предпосылка деградации первоначальной целостности личности, поврежденной грехопадением и восстановленной вочеловечением Сына Божия; она чревата гибельными последствиями для всего земного шара. Сказанное дает основание утверждать, что ХХI век либо будет религиозным, либо он рискует стать последним веком человеческой истории.

 

 

Материал к публикации на основе книги Патриарха Кирилла

«Быть верным Богу» подготовил дьякон Владимир Сергеев

Сервер 'Россия Православная'