Новости Адыгейского благочиния

Слово о целомудрии

«Однополые браки могут приблизить конец света»

(Патриарх Кирилл)

 

Триединый Бог сотворил первого человека по образу Своему как родоначальника человеческого рода. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2,7).

Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, святым, безгрешным, бессмертным. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все «хорошо весьма» (Быт. 1,31).

 

Господь не сотворил зла. Созданные Им мир и все живое изначально были добры и прекрасны.

Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих, и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом.

Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная. Таким образом, зло относится не к сущностям, а к личностям, хотя зло, безусловно, повреждает природу, которой овладевает. «Мир во зле лежит» (1 Ин. 5,19) – говорит Иоанн Богослов.

Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе. 

Демоны являются носителями всех зол на земле. Они – учителя всевозможного нечестия, страстей и пороков: убийства, гордыни, пьянства, прелюбодеяния и т.д. Необъятная гордость, которая не допустила и тени смирения и не давала места раскаянию, затворила для демонов навсегда горнюю обитель света; низринутые в бездну, в вечных узах мрака, они соблюдаются на суд Великого дня.

Бог сотворил человеческое естество, чтобы оно участвовало во всяком добре, ибо Бог есть полнота добра. Господь, тем самым, определил цель человеческого существования – богоуподобление.

В чем заключается богоподобие? Ап. Павел отвечает: «Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Галл. 5, 22-23). Последним же пределом богоуподобления является усыновление Богу. Человек должен стать по благодати тем, что есть Бог по природе.

Завет Бога и человека состоял в том, чтобы человек любил Бога и пребывал в послушании, а Бог со Своей стороны обетовал за это человеку жизнь вечную.

Всё существо первого человека было чистым и святым. Ум человека был чистым, способным к глубоким познаниям. Воля его не знала внутренней борьбы между добром и злом, имела преимущественное стремление к добру. Бог дал человеку свободу, возвышая тем его над всеми неразумными тварями.

Адам и Ева имели райскую телесность, были наги и не стыдились. Неизреченная слава облекала и украшала их лучше всякой одежды. На земле они жили, как Земные Ангелы, не знали чадородия, не чувствовали разделения полов, не имели семейной влаги, плотских вожделений. В раю процветало девство. Размножение рода человеческого могло быть духовным, как считает св. Максим Исповедник.

Живя в союзе с Богом, Адам жил в мире, звери были покорны ему, плоды земные возрастали в изобилии без трудов. Звери большие не трогали малых, не было мясоядения, не было громов, молний, болезней.

И такой рай Адаму надлежало распространить по лицу всей земли, дабы все обожилось: и земля, и небо, и вся тварь.

Но величайшая катастрофа в истории человечества совершилась.

Произошло преслушание заповеди Божией, нарушение союза твари с Творцом. Человек нарушил нравственный порядок. Впав в гордость и самомнение, он пожелал стать равным Богу и быть даже независимым от Самого Творца.

Возмущенное нравственное чувство открыло первозданным сознание их наготы, ставшей победным знаком чувственности и торжества плоти. Не нашли они себя преобразившимися в богов, а, стыдясь своей наготы, сшили смоковничные листья.

Человек отпал от Бога, света и жизни и оказался во власти лукавого, из состояния праведности, безгрешности, святости и блаженства пал в грех, тьму, смерть.

За преступлением последовало наказание. Диавол был проклят. Адам должен был трудиться в поте лица, добывая хлеб насущный. За грех Адамов проклята земля. Терния и волчцы возрастит она теперь.

Жена наказана чадородием и обращением к мужу. Ева «жила до грехопадения подобно Ангелу, теперь осуждена на печали, и воздыхания, и деторождения, и страдания. При этом потеряла Ева равночестие и стала подчинена мужу – после чревоношения, болезней, опять зачинает и терпит» (свт. Иоанн Златоуст).

Человеколюбивый Господь, по мнению святителя Иоанна Златоуста, желал, чтобы жена проводила жизнь без печали и болезни, жизнь, свободную от всякой скорби и страдания, хотел, чтобы она, облеченная в тело, не чувствовала ничего плотского. Но поскольку изобилие благ довело жену до такой страшной неблагодарности, то, чтобы не отдалась большему самоволию, Господь набрасывает на нее узду и осуждает на муки и воздыхания: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя, в болезнех родиши чада» (Быт. 3,16).

После осуждения Адам и Ева были изгнаны из рая жить в мире сем, как изгнанники. Словно блудные дети, беглецы пошли «в дальнюю сторону и там расточили имение свое, живя распутно» (Лк. 15,13).

С того момента, когда Адам и Ева услышали: «Земля еси, и в землю отыдеши», - они получили смертный приговор, стали смертными.

Возникла опасность, что может исчезнуть на Земле человек. И здесь-то половая поляризация оказалась как бы спасительным кругом. Святые отцы высказывают мнение, что первоначальный замысел о человеке не предполагал разделения на полы, а способ размножения людей был бы таким, как и у Ангелов. Бог создал два пола в предведении возможности грехопадения, но именно только возможности, чтобы род людской не прекратил своего существования и после совершения греха.

Когда совершилось грехопадение, человек оказался защищенным от своего исчезновения полом. Закон размножения человеческого рода, установленный Творцом, после падения стал законом смерти и рождаемости. Адам и Ева прежде смерти своей получили «кожаные ризы» - эту нынешнюю нашу природу, грубость тела. Следствием грехопадения стали также «телесная нечистота», связанная с детородной функцией у женщин, семенная влага у мужчин, а также вторичные половые признаки: растительность на лице, подростковая ломка голоса, адамово яблоко (кадык).

Человек был сотворен богоподобным, но пал в жизнь биологическую, животную, в жизнь неразумных существ – животных. Святитель Григорий Нисский писал о новом состоянии человеческой природы: «… Половое влечение, зачатие, рождение, осквернение, питание грудью, а затем пищей и выбрасывание ее из тела, постепенное возрастание… старость, болезнь и смерть»… Оказавшись вне рая, без Бога и Его благодати, прародители впали в это животное состояние.

Человек из духовного стал плотским. Вся прежняя иерархия перевернулась в человеке. Душа человека в основном подчинилась телу и его потребностям. Неразумная плоть стала управлять разумом, а разум стал жить пожеланиями плоти. Человеческая плоть сделалась «сподручной греху» (блж. Феофилакт Болгарский).

Священное писание особенно предостерегает нас от чувственного греха: «оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо» (Прит. 4,15). По словам праведного Иова, «это – преступление, это – беззаконие, подлежащее суду» (Иов. 31,11). Апостол Павел предупреждает «блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13,4).

Вся история человечества наполнена примерами суда Божия над народами за их распущенную жизнь.

Неудержимый грех стал причиной страшного бедствия, которое пережило человечество, - всемирный потоп.

Во дни Ноя люди грешили с ненасытностью. Грех стал способом их существования. Умножились блуд, мужеложство, скотоложство, всевозможные пороки и безчинства, настало всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога.

Даже видя, что смерть настигает людей в 100-120 лет вместо прежних 800-900, люди не стали бороться с грехом, не стали каяться, обращаться к Богу, а ввергались Диаволом в прежние грехи. «Егда придет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Прит. 18,3). «Страшно быть уловлену кознями диавола. Тогда душа уже запутывается как бы в сетях, и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов» (Свт. Иоанн Златоуст).

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6,5).

Оставался единственный исход для искоренения порока и неверия на земле – истребить все существующее человечество, всех людей, как негодную закваску, чтобы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия. Должен был погибнуть и животный мир, ибо нечестивые люди скотоложством осквернили и бессловесных тварей.

Научил сатана людей бунтовать против добра, и распространилось по всей земле развращение, а наказание – всемирный потоп.

Погибло все допотопное человечество, только восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге.

До сих пор на горе Арарат, во льдах, стоит Ноев ковчег, огромный деревянный корабль, немой свидетель страшного наказания Божия за беззакония человечества, и служит людям предостережением: «если не покаетесь, все также погибнете» (Лк. 13, 3).

Ученые ищут причины этого уникального, неповторимого происшествия в законах природы. А причины – в нравственной испорченности людей и в силе Всемогущего согласно написанному: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти прошел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истребляю их с земли» (Быт. 6,13).

Попрание закона морального вызвало самое огромное, самое катастрофическое явление природы в истории рода людского.

Вот еще свидетельство из Священного Писания о том, как Господь призывал людей к целомудрию и чистоте жизни.

Следующий пример из Священного Писания. Пять городов: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сегор (Быт. 24-29) – были истреблены серой и огнем. Население этих городов отличалось возмутительным растлением нравов, омерзительными и противоестественными пороками. Человек отпал от Бога, окончательно развратился и оказался не в состоянии выполнять ту задачу, для которой был создан, не смог реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Дальнейшее его существование стало бессмысленным. Зло достигло такой степени, что ожидание исправления уже было бесполезным, а отложение казни – опасным. Сейчас на месте этих городов, «которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей» (Втор. 29, 23), находится Мертвое море. Ни одно живое существо не водится в водах этого моря, все вокруг него мрачно и бесплодно. За грехи людей Бог поразил и самые недра земли.

Телесная нечистота ведет к таким разрушительным последствиям, так коверкает судьбы последующих поколений, что даже на богоизбранный народ за грех блуда Бог «воспламенялся гневом». Так, Библия рассказывает, как однажды, когда Израиль жил в Ситтиме и блудодействовал с дочерями Моава, огонь уничтожил 23 тысячи прелюбодеев. А еще одну тысячу побил камнями сам народ (Чис. 25, 1-9).

Добро и святость привлекают покров Божий, а нечестие несет поражение.

В одну ночь Архангел Михаил поразил у стен Иерусалима 185 тыс. из войск ассирийского царя Сеннахирима, хуливших Бога (4 Цар. 19,35). А Иудею Господь избавил от врага за благочестие царя Езекии, который и среди народа иудейского утверждал благочестие.

Пророк Моисей предупреждал, что за преступления, за оставление закона Божия Бог возвратит еврейский народ в Египет, в страну рабства. И действительно, в 70г. по Р.Х. евреи пережили жуткую трагедию.

Римляне опустошили страну, сожгли Иерусалимский храм. Страна Обетованная, столь обильная, что Священное Писание именует ее текущею медом и млеком, утратила свое благословенное плодородие и превратилась в пустыню. Народ оказался в рассеянии. Более миллиона иудеев погибло, около ста тысяч взяты в плен и проданы в рабство в Египет.

Наказание иудеев постигло за то, что они распяли Богочеловека, отвергли Его высокую проповедь о чистоте, святости. Еврейский историк Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100гг.) писал, что богоотступники ввели в Иерусалиме пороки и беззакония, превосходящие Содом и Гоморру, - и римляне, разрушив в 70-м году Иерусалим, таким образом отсрочили конец света, который неизбежно последовал бы как наказание за грехи.

Так что причина поражения иудеев не в численном превосходстве римской армии, а в том, что Бог отвернулся от еврейского народа за тяжкие грехи и богоубийство.

И в исторические времена за содомские грехи и разврат целые города истреблялись с лица земли. Так, в XIV в. обратились к Тамерлану за помощью женщины Багдада и Дамаска. Они жаловались на своих мужей, которые погрязли в мужеложстве. «Железный хромец» немедленно произвел расследование, на котором развратники признались в скотских грехах. Тогда Тамерлан дал приказ своим военноначальникам: «Пусть каждый из воинов моей 700-тысячной армии в течение двух дней принесет отрубленную голову мужеложника. Если какой воин пожалеет злодея, пусть сам останется без головы». И выложили семь пирамид из голов, по сто тысяч в каждой – в назидание потомкам.

Грех не остается без наказания ни в одной эпохе, ни в одном периоде истории.

Бог дал людям закон нравственный, чтобы при его исполнении «хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь» (Втор. 6, 24). Этот нравственный закон определяет нормы поведения человека.

«Заповеди даны против страстей, чтобы очистить душу и ввести ее в первобытное состояние» (прп. Исаак Сирин).

Слово Божие учит нас, что счастье и благополучие или несчастье и беды любого человека, любой семьи, любого поколения или любого общества зависят от исполнения или нарушения ими закона Божия. «О человек! Сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6,8).

Почему так важно заботиться о нравственной стороне бытия? – Потому, что иначе разрушается самое ценное в природе человека – его целостность (целомудрие), красота души человеческой.

Понятие «целомудрие» точно выражает духовное и нравственное достоинство человека.

Что такое целомудрие?

Целомудрие – это нравственная чистота мыслей, чувств, желаний, поступков, чистота всей жизни. То есть это здравость, неповрежденность, правильная духовная устроенность внутреннего человека, гармоническое действие всех душевных сил. Целомудрие, указывают святые отцы, это самосохранение человеческого духа от погружения его в плоть, ибо «плотяной» человек может стать «хуже скота несмысленного». С целомудрием, внешним проявлением которого в жизни были скромность и стыдливость, связаны в христианстве представления о высшей степени нравственного совершенства человека.

Целомудрие – это великая добродетель, которая подразумевает, прежде всего, уклонение от всякого рода блудных дел.

Что значит жить «целомудренно»? – Или в чистоте девства, или в честности брака. Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать «блаженного упования» в будущем» (Тит. 2,13).

«Целомудренный – это тот, кто не делит сердце и ум между грехом и Божиим Законом. Целомудренный – это человек целостный и верный. Живя в семье, он не изменяет супруге; живя в одиночестве, не играет любовью, храня верность заповеди Божией» (прп. Иоанн Лествичник). «Могущих вместить» (Мф. 19,12) Бог призывает хранить девство.

Православная Церковь признает девство естественным человечеству, считая собственно естеством человеческим то естество, в котором он сотворен.

Состояние падения, в котором ныне находится все человечество, есть состояние неестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно назвать естественным падшему человечеству.

«Очень ошибаются, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественной необходимостью. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине падения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано».

Божественная сила целомудрия раскрывается в Житиях святых.

Еще в Ветхом завете Ной при крайнем развращении нравов до 500 лет хранил чистоту и не без изволения Бога в этом возрасте вступил в супружество и родил трех сынов, чтобы от них обновился род человеческий. Святые пророки Илья, Иеремия, Даниил и Елисей всю жизнь были девственниками.

Новозаветное девство есть дар Божий.

Господь, как нетленный и бестелесный, радуется о чистоте и нетлении нашего тела. Кто победил тело, естество, стал выше естества, тот малым чем от ангел умален (Пс. 8,6).

По своей чистоте и святости Преблагословенная отроковица Мария удостоилась от Бога великой чести – стать Матерью Сына Божия. В псалмах и духовной литературе Богородица называется Пречистой, Пренепорочной Приснодевой. Во всех этих сравнениях девство Ее возведено к высшей надмирной степени чистоты. Девой была Пречистая Матерь прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве Богомладенца. Тайна девства Божией Матери непосильна для человеческого ума, так же как тайна самого Боговоплощения.

Пречистая и Пренепорочная Богородица стала Покровительницей девства, Наставницей целомудрия. В первую очередь монашества.

Матерь Божия, святой Иоанн Креститель, апостолы Иоанн Богослов и Павел, а за ними многие тысячи девственников просияли в христианской вере.

Святые отцы  говорят: бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющей тело: «Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте». Но они бессильны перед целомудрием и потому так люто ненавидят его. Человек, начинающий ревновать о христоподражательной жизни, навсегда ускользает от них.

Святости жизни требует от нас Бог. Эта святость, прежде всего, состоит в целомудрии, а потом в исполнении других заповедей Божиих, и при нарушении их – в искреннем и смиренном покаянии. Целомудрие есть двоякое – девственное и супружеское.

В «Слове о девстве» Иоанн Златоуст пишет, что девственники просияют как солнце в Царстве Небесном, вдовы, прожившие в чистоте, будут подобны Луне, супруги – звездам. И как звезда от звезды разнится в славе, так просияют и супруги в зависимости от степени целомудрия.

Святые и благоверные Петр и Феврония Муромские являются образцом высокого супружеского целомудрия. Святые супруги проводили благочестивую жизнь и прославились милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 г., приняв перед смертью монашеский постриг с именами Давид и Ефросинья. Тела их были положены в одном гробе.

Основная черта древнерусской праведности – целомудрие христианского брака как великого таинства, безусловное послушание воле Божией и беззаветно преданная покорность мужу, которая была мыслима только потому, что женская душа смирялась перед Промыслом Божиим и принимала свою судьбу, счастливую или несчастливую, как благой дар свыше.

Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал православной Руси. Волшебный туман тонкого искусства любви, окутывавший рыцарские замки на Западе, не расстилался над русским теремом. Русская жена – верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Целомудрие возвышает человека над грехом и соединяет с Богом по причине богоподобия. Целомудрие – добродетель всеобъемлющая.

Не сохранившему целомудрия не должно отчаиваться, ибо через покаяние его можно снова вернуть. Пример тому дает преподобная Мария Египетская, которая, быв блудницей, показала такой пример целомудрия, что Церковь в песнопениях, обращенных к ней, назвала ее «целомудренной блудницей». Что невозможно человеку, возможно Богу. Святые отцы говорили, что Бог вменяет в чистоту саму борьбу за чистоту.

Будем молиться Пресвятой Богородице – Наставнице Целомудрия. Пусть Матерь Божия научит нас, наших детей Своему Божественному целомудрию, чтобы тела и души наши были чисты и светлы, дабы пребывал с нами Дух Святой, наставляющий нас и обогащающий только тем, что есть Божественно, что от Бога.

Итак, «не будем же пренебрегать своим спасением и отдавать душу диаволу через грех блуда. Отсюда происходит множество бедствий, разрушающих домы, и множество раздоров; от этого иссякает любовь и исчезает благорасположение… От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ» (Свт. Иоанн Златоуст).

 

Публикацию подготовил

дьякон Владимир Сергеев,

 храм прп. Серафима Саровского

 

 

 

 

Сервер 'Россия Православная'