Новости Адыгейского благочиния
Христианство на Руси: было, есть и будет! до скончания века
Всемогущий Бог управляет всем миром и история народов не есть сцепление простых случайностей, а управляется Благим Промыслом Божиим и ведет к определенной цели.
России определено Богом особенное служение, которое заключается в обязанности хранить в чистоте веру православную. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам, давая им возможность вплоть до последних времен обратиться к спасительному Православию.
Первая христианская проповедь в русской земле связана с апостолом Андреем Первозванным. Согласно летописи, ученик Христов на Киевских холмах воздвиг крест и предрек, что здесь «воссияет благодать Божия, будет град великий и воздвигнет Бог много церквей».
Исторически у Руси возможность тесно познакомиться с христианством возникла в IX веке. Византийские тексты повествуют, как в 860 г. киевские князья Аскольд и Дир пытались осадить Константинополь, но возникшая буря уничтожила весь их флот. Когда князья узнали, что чудо произошло от опущенной в море ризы Пресвятой Богородицы, они вместе со своей дружиной приняли крещение.
Первой киевской княгиней, принявшей христианство, была Ольга. Княгиню крестил в 957 году патриарх Константинопольский. Мудрая Ольга отвергла римское, впоследствии католическое, направление христианства.
Сын Ольги Святослав остался язычником, но его заслуга в том, что он избавил Русь от хазарского ига, и сам того не ведая, сохранил Русь для Православия.
В 980 г. Русской землей стал править князь Владимир, внук равноапостольной Ольги.
Князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть Крестителем Руси, будучи мудрым руководителем, подготавливал народ к крещению путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться в язычестве, познав Православие.
Массовое крещение киевлян было назначено на 1(14) августа – начало Успенского поста. Сама Пресвятая Богородица брала Русь под Свой Покров.
Очень скоро, еще при земной жизни князя Владимира, приняла крещение вся чисто «русско-славянская Русь».
Православие оказало самое благотворное влияние на нравы, быт и жизнь народа.
Вера переродила Владимира и многих славян из язычников с величайшими пороками в благочестивых христиан. С крещением Руси началась ее культурная и государственная жизнь.
Со временем Русь была раздроблена на небольшие княжества, князья не имели согласия между собой.
Усобицы – страшный и главный грех Русской земли того времени, был порожден алчностью и гордыней князей и их окружения. Это отступление от главного закона христианского – закона любви к ближнему. Забыли о братской любви, стали жить как язычники и за тайное беззаконие понесли наказание. В XIII веке Русь пережила тяжелое иго Золотой Орды, нападки рыцарских полчищ, и от полной катастрофы была спасена только благодатными силами Церкви Православной.
В это время Бог воздвиг защитника Русской Земле – благоверного князя Александра Невского.
Величайшая государственная мудрость князя Александра подсказывала ему, что вся сила сокрушительного удара Руси, прежде всего, должна быть направлена против латинян, ибо они угрожали самому драгоценному – вере православной.
Монголы же, напротив, были веротерпимы. Уклад, хозяйствование и сама жизнь покоренного народа их не интересовали. Они не разрушали государственности, не навязывали ни своей веры, ни своего языка, ни своей культуры.
Александр Невский понял глубинную важность этих существенных черт ордынского владычества. Он понимал, что сопротивление Орде приведет к физическому уничтожению народа.
Несмотря на весь трагизм того времени, промыслительно оно имело и положительное значение. Золотая Орда стала своего рода орудием Божественного Промысла в деле спасения Руси от безбожия, нечестия, язычества, которые несла с собой эпоха Ренессанса, объявленная в Европе. И в то время, когда на «прогрессивном» Западе шло отделение человека от Бога, Церкви от государства, на Руси был чрезвычайный подъем духовной жизни. Именно тогда было открыто много монастырей и церквей, прославилось множество святых, велики были плоды благочестия.
Ханы Золотой Орды обычно благосклонно относились к вере народа, но задачу уничтожения Православия на Руси поставил перед собой хан Мамай.
Летом 1380г. Мамай собрал сильное войско и начал свой поход на Русь. Он намеревался истребить мужское население, а всех жен и девиц отдать своим воинам. Но самое страшное было то, что Мамай восстал против Бога и «шел разорити православную веру и осквернити Святыя церкви и всему христианству потреблену быти, яко да не славится Имя Господне в людях и она была оставлена Его всемогущею десницею».
Преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с ханом-богоборцем и направил с русским воинством двух воинов-иноков – Пересвета и Ослябю.
8 сентября 1380 г., в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле близ устья Дона и Непрядвы войска выстроились к битве. В русское ополчение входило 248 тыс. воинов, а в татарском насчитывалось 900 тыс. человек. Но скрепленная молитвами святого Сергия, покаявшаяся Русь уже в состоянии была не только выстоять, но и победить. Течение боя происходило таким образом, что каждый русский воин косил по семи-десяти и более врагов.
Так Сам Бог помог одолеть темную силу, ибо произошло единение князей, между ними водворился мир и упование на благодать.
В 1480 г. Русь добилась самостоятельности и освободилась от уплаты дани. В середине XVI в. Царь Иоанн Грозный покорил Казанское и Астраханское ханства и их земли присоединил к русскому государству. Крымское, Ногайское и Сибирские ханства также вошли в состав России. Русь собралась в единую державу и укреплялась в вере.
Основой Древней Руси был православно-церковный уклад. Князья русские учили народ любить Бога, любить ближнего и «Отче наш» положить в основу жизни. Чтение Библии, Псалтири и Жития Святых в семейном кругу стало доброй традицией на Святой Руси. За правило считалось, что только верующий, добрый учитель может быть допущен к обучению детей, ибо в детском возрасте закладываются основы благочестия, трудолюбия, терпения, смирения, мира, любви. Русь была сильна своим благочестием.
Так продолжалось до реформ Петра I. Обольстившись западной цивилизацией, царь Петр упразднил патриаршество, закрывал монастыри – школы благочестия. Церковь лишалась возможности воспитывать русский народ в православном духе. Напротив, стало модным приглашать на Русь гувернеров-иностранцев, и часто это были беглецы из Франции, банкроты и блудники, которые учили безбожию, разврату своих господ и их детей.
В итоге в русском обществе расцвели все западные пороки: роскошь и непозволительное расточительство, разнузданность и свобода нравов, насмешки и кощунство в адрес Церкви. Столичная знать увлеклась французской просветительской философией и тайными обществами, развились протестантство, сектантство, материализм, атеизм, мистицизм. Началось унижение православной веры и русской народности.
Сила грехов народных неизбежно приводит к катастрофе в масштабах нации и государства. Поэтому нетрудно увидеть прямую связь между нравственным состоянием русского общества и нашествием французов в 1812 г. Война для общества, погруженного в развратную жизнь, стала единственным средством отрезвления. Пожаром Москва была очищена от скверны греховной.
«Бог послал французов истребить то зло, которое мы у них переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее» (свт. Феофан Затворник).
Сильный и дотоле непобедимый французский враг был побежден. Ради Православия Бог помиловал Россию.
Трагические последствия для России имел указ царя Александра I от 9 декабря 1804 года, дающий иноверцам свободный доступ к образованию. Зло заключалось не в том, что иноверцы получали образование, а в том, многие из них вставали на путь материализма и безбожия, нарушали нравственные уставы, приобщались к разврату. Получая дипломы, они становились врачами, адвокатами, генералами, ректорами, губернаторами, учителями, росло их влияние на культурную и общественную жизнь страны. Все попадало в сферу новой нехристианской идеологии. Так в России появилась новая интеллигенция – безбожная, «гнилая». Она приходила к власти и готовила революцию.
Во всем был отход от вековых традиций, отход от нравственного начала, чем всегда так крепка была Россия, и замена наших вековых устоев той пошлостью и ложью, которая шла с Запада и заражала, как чума, всех и вся, не стыдясь ни клеветы, не щадя самых святых чувств, уничтожая присягу и отрывая русских людей от Бога.
И вот в результате февральского бунта 1917 г. не стало ни царства, ни армии. К революции народ не имел ровно никакого отношения. Мятежники составляли менее одного процента всего населения страны. Остальных 99% никто ни о чем не спрашивал. Ложь и обман взяли верх, а во главе всех этих событий оказался ставленник США Троцкий. Вместо обещанных свободы, равенства и братства революция принесла братоубийственную войну, разруху, голод, кровавый террор. Для всех стало очевидно, что идет война не между «трудом и капиталом», помещиком и крестьянином, а между сатанизмом (троцкизмом) и христианством.
Усилиями Троцкого было уничтожено донское и кубанское казачество (всего 4 млн. человек), ибо он боялся народного героизма и патриотизма. Другим способом истребления христианского населения России был голод, искусственно организованный троцкистами. Народ голодал, умирал, доходил даже до людоедства, а хлеб вывозили за границу, гноили, сбрасывали в Иссык-Куль, чтобы усилить голод.
Директивы Троцкого сводились к одному: в России 90 процентов «контрреволюционеров» (православных), их нужно уничтожить и из России сделать пустыню.
Борясь за власть, Троцкий организовал покушение на Ленина, после чего заточил его в Горках.
После смерти Ленина национально-государственное течение, возникшее в партии, возглавил Сталин. Началась решительная борьба, закончившаяся победой сторонников Сталина и физическим уничтожением преступной верхушки большевиков во главе с Троцким.
Сталин, когда уже почувствовал власть, решил начать страшную войну против троцкистов. С этой целью была введена особая 58-я статья о врагах народа. Многие друзья Троцкого попали в тюрьму как нарушители закона, запрещающего гомосексуализм (принят в 1934г.).
Уничтожалась сатанинская гвардия злодеев и убийц. Бывшие организаторы зловещего красного террора объявлялись террористами и агентами иностранных разведок, работавшими против народного государства, и как враги народа подлежали уничтожению.
Сталин хотел видеть Россию могучей, высокоразвитой, независимой. Трудно было сельскохозяйственную страну, да еще разоренную гражданской войной, выводить в число ведущих промышленных держав. Это ему удалось: принял Россию с сохой, а оставил с атомным щитом, сделал великой державой, победил фашизм, спас Россию и все человечество.
Усилиями Сталина партийный и государственный аппарат был очищен от троцкистов. К власти пришла новая прослойка людей, большей частью крестьянского происхождения, то есть знающих, что такое труд и долг.
Наметились изменения в отношении верующих. В 1938 г. Сталин запретил органам НКВД репрессии за вероисповедание.
Позитивные изменения произошли и в области образования. В школах вводятся традиционные учебные программы, русский язык стал главным предметом.
Были запрещены учебники, извращавшие русскую историю. Взамен были созданы лучшие за все время существования нашей страны школьные и вузовские учебники, создана такая система преподавания, благодаря которой подготовка специалистов всех областей жизни оказалась одной из лучших, если не единственной в мире. Появились свои инженеры, врачи, учителя, строители, изобретатели, ученые.
Сталин повел решительную борьбу за нравственность. Законом были запрещены гомосексуализм, аборты, проституция, торговля детьми.
Поднялось значение семьи, супружеской верности. Сталин хорошо понимал, что воскрешение сильного Русского государства невозможно без восстановления православного самосознания и благочестия. Именно поэтому Сталин через государственные законы фактически в значительной мере реставрировал Десятословие в России.
Ведь если рассмотреть Заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; кто не работает, тот не ест; почитание воскресного дня и др., - то все они были обязательными для всех членов общества и нарушение их рассматривалось как преступление против государственного закона. Было запрещено все, что развращает нравы.
Оказалось, что коммунизм и религия могут вполне уживаться друг с другом. Ведь в христианстве то же стремление к справедливости, к равенству, к коллективизму, послужившее основой создания коммунистических идеалов. Поэтому многие люди легко и естественно восприняли идеи социализма, сменив только форму верования, но не суть. В идеале коммунизм – развитие лучших сторон христианства. Коммунизму не доставало только веры в Бога.
В 1934 г. Сталин резко подверг критике многие сочинения Маркса и Энгельса. Он пренебрегал всякого рода материалистической, марксистской литературой, называя ее «макулатурой». «Капитал» Маркса постепенно приходит в забвение, ибо стало понятно, что мотивами революции были не идеи свободы, братства, равенства, а одно – борьба с Церковью, с христианством, о чем свидетельствуют декреты, принятые большевистской властью в первые годы своего существования.
Итоги развития страны к концу 1930-х годов оказались потрясающими! После всех бед, испытаний, утрат на нашей урезанной, уменьшившейся территории в январе 1937 г. проживало 167 миллионов человек. Практически на 20 миллионов больше, чем во всей России к началу века. Было покончено с безработицей и нищетой.
Люди получили право на бесплатное образование и здравоохранение, санаторно-курортное лечение. Было покончено с организованной преступностью и беспризорничеством, уделялось много внимания развитию культуры, искусства.
Народ был охвачен энтузиазмом. Всего за десять лет, могучим рывком, преодолена экономическая пропасть, отделявшая Советский Союз от высокоразвитых капиталистических государств. По объему валовой продукции наша страна вышла на второе место в мире.
Трудно переоценить результаты выкорчевывания троцкистских шпионов и диверсантов – эти результаты равны выигрышу советской стороной большого сражения с международным капиталом.
Такое поражение вызвало у мировых правителей страх и ярость. И они стали готовить государственного агрессора на СССР в лице фашизма.
Великая Отечественная война – это не только военная история. Она несет в себе и духовный смысл. Если и волос с нашей головы не упадет, как сказано в Священном Писании, без воли Божией, то тем более не разразится без воли Его такая страшная война.
Непреложный закон бытия состоит в том, что за нравственное одичание, преступления против Закона Божия грядет наказание, а за покаяние – помилование и покров.
Первые месяцы непрерывного отступления были теми ударами, которыми Господь подталкивал Свой неверный народ к спасительному покаянию. Когда русские люди осознали весь ужас нависшей над ними угрозы и ничтожество своих сил по сравнению с могуществом врага – тогда они вспомнили про своего Бога.
Не сразу Господь даровал победу, а только после невиданных потерь и скорбей – чтобы русский человек утвердился в вере и любви к Единственному Заступнику и Спасителю – Богу.
3 июля люди по радио услышали знаменитое христианское и совсем не коммунистическое обращение к народу Иосифа Виссарионовича Сталина: «Братья и сестры! К Вам обращаюсь я, друзья мои!» Люди, жившие почти четверть века при безбожной власти, вновь почувствовали себя братьями и сестрами во Христе.
Несомненно, Сталин понимал суть происходящего. Сталин, учившийся в духовной семинарии, быстро осознал, что в войне не выстоять, если не опираться на поддержку истинно религиозного в своей основе патриотизма русского народа.
Уже летом 1941 г. была свергнута антирелигиозная пропаганда. Прекратился выпуск антирелигиозных журналов. Был распущен «Союз воинствующих безбожников».
В первые дни войны представителями Русской Церкви, советскому правительству было передано известие о чудесном явлении Божией Матери митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму). Промыслом Божиим он был избран для изъявления воли Божией и определения судьбы России. Матерь Божия открыла молитвеннику, что нужно сделать для спасения России. Все должно быть исполнено, иначе Россия погибнет.
Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Ленинград сдавать нельзя. Вокруг города нужно обнести чудотворную икону Казанской Божией Матери, тогда враг не ступит на святую его землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве, затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России.
Сталин отнесся к посланию митрополита со всей серьезностью и исполнил все наказы Божией Матери. Как политик, он понимал, что сдача Ленинграда, Москвы и Сталинграда будет иметь для России губительные последствия. Это станет сигналом для вступления в войну Турции и Японии. 26 турецких дивизий и миллионная японская армия стояли наготове у границ СССР.
Когда фашистские орды вплотную подошли к Ленинграду, то из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и облетели с ней на самолете вокруг города, окропив его святой водой. Фашисты так и не смогли пройти дальше этого периметра. Тогда они установили блокаду, чтобы город погиб от голода и бомбежек.
Богородица явила о Ленинграде Свое попечение.
18 января 1943 г. блокада была прорвана на узком участке вдоль берега Ладожского озера. За 17 дней построили железную дорогу, по которой стали подвозить продовольствие, вооружение, боеприпасы. Окончательное деблокирование города состоялось через год, 14 января 1944г. Более двух лет германские войска держали город в кольце блокады. Но Ленинград выстоял.
Сохранилось предание, что в самые трагические дни битвы за Москву, Сталин посетил прозорливую Матрону (Никонову) в Царицыно. Богоумудренная старица, провидевшая будущие события, сказала вождю: «Красный петух победит. Победа в войне будет за тобой. Ты из Москвы не уезжай, немцы Москву не возьмут. Россия победит Германию».
Чтобы привлечь помощь Божию к бедствующему русскому народу, чтобы защитить страну от врага, генсек дал указание сразу в семи московских храмах служить молебны о даровании победы. Тогда же чудотворная икона Тихвинской Богоматери была на самолете обнесена кругом города и Москву от врага спасла.
Внезапно ударили небывалые морозы. Сам Гитлер в «Застольных беседах» связывает свое поражение под Москвой с морозами, доходившими до -52°. Такой холодной зимы не было 150 лет! Морозы были ужасным бедствием для немецкой армии, одетой в легкую форму. Замерзало все: техника, топливо, люди. Количество обмороженных солдат достигло 228 тыс. человек.
С помощью Божией были собраны значительные военные силы для отражения врага. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом. А ведь дорога на Москву была свободна. В Берлине уже объявили о параде немецких войск в русской столице.
Это было явным чудом, знамением того, что молитва и всеобщее покаяние русских людей преложили гнев Божий на Его милость.
Гитлер шел на Россию как богоборец. Он не терпел христианства, хулил Христа и Божию Матерь.
Русские люди много согрешили перед Богом, отошли от веры, увлекшись атеистическими и богоборческими учениями, поднялись на бунт, кровопролитие, но в войну пришло покаяние, вера, открылись храмы, и по молитвам Богородицы Господь помиловал Русь.
Господь воздвиг среди русского народа великих молитвенников. Всю войну о спасении России молились Лаврентий Черниговский, Серафим Вырицкий, старица Матрона. Молились священники, монахи.
Весной 1943 г. произошла битва в районе Курской дуги. Окончательно гитлеровское наступление сорвало танковое сражение под Прохоровкой. Более двух тысяч танков столкнулись на небольшом пространстве (около двух километров по фронту).
Сражение длилось целый день! Ожесточенность сражения можно представить по потерям: более 400 гитлеровских и не менее наших танков остались догорать на этом поле боя.
Прохоровское сражение стало переломным моментом в битве под Курском.
Сохранились рассказы очевидцев о том, как накануне сражения под Прохоровкой они видели в небе монаха, седого, с крестом на груди. Он кадил в сторону немецких позиций. Затем повернул в сторону России и ушел. Потом узнали в нем Сергия Радонежского, игумена земли Русской, и в тот грозный военный час явившегося ее заступником. Смысл сего знамения распознали тоже потом. Оказывается, перед началом битвы был такой момент, когда немецкие танки были уже готовы к бою, а наши еще только привезли по железной дороге, и они стояли неразгруженные на железнодорожных платформах. Немцам надо было только подъехать и расстрелять всю нашу технику в упор, прямо на станции. Но в течение сорока минут ни одна немецкая машина без всякой видимой причины не смогла завестись. Этого времени как раз хватило, чтобы разгрузить наши танки, построить их в боевой порядок и начать величайшее в истории танковое сражение, где мы одержали решительную победу.
О чуде, происшедшем в переломный момент в ходе войны, вспоминают фронтовики. Матерь Божия явилась на небе и указала рукой в сторону немцев, как бы обозначая направление нашего наступления. Все, кто видел, упали на колени и сердечно молились Пресвятой Богородице. А война с того дня потекла действительно в другом направлении – русские стали наступать…
Переломный 1943 год знаменуется возвращением веры на русскую землю.
Победа духовная, несомненно, была связана с важнейшими победами на фронте.
Закономерность, с которой военные успехи Красной Армии увеличивались по мере ослабления гонений на Церковь, все более убеждала людей в том, что за внешними событиями эпохи стоит Воля Неземная и Сам Господь Бог сокрушает врагов России, склонившейся перед Ним в покаянии.
4 сентября 1943 года в Кремле состоялась встреча Сталина с руководством Русской Православной Церкви в лице митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Алексия (Симанского) и митрополита Николая (Ярушевича).
Были решены важные для Православной Церкви вопросы. Из тюрем и лагерей были выпущены тысячи священников. Было открыто 22 тысячи церквей, 85 монастырей, 2 духовные академии, 8 духовных семинарий. Церкви были возвращена Троице-Сергиева Лавра, возобновилась Киево-Печерская Лавра. И, наконец, избирается Патриарх. Восстанавливается Русское Православие.
Итоги внезапной «перемены курса» стали поистине ошеломляющими. Глубокая, ничем непоколебимая вера в Бога властно захватила население страны. Молилась Церковь. Молился фронт. Молился тыл.
Руководство страны, люди увидели огромную силу веры Христовой и поняли, что надо возвращаться к Евангелию, к добру, к церковной жизни. С возрождением Церкви началось освобождение страны.
Маршал Жуков вспоминал, как он поражался в начале войны гениальности стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам и просчетам, которые впоследствии они же совершали. Все это совершала Премудрость Божия! Когда Господь благоволил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он помрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех.
9 мая 1945 г. закончилась самая кровопролитная война в истории человечества. Этот день совпал со светлыми днями Пасхи Христовой. Во всех храмах служили благодарственные молебны и панихиды о воинах, на поле брани живот свой положивших.
24 июня – в День Святой Троицы – на Красной площади состоялся Парад Победы. Среди почетных гостей присутствовали Патриарх Алексий и его ближайшие помощники.
Россия победила, потому что молилась. Потому что Православие соединилось с государственностью, потому что Церковь Православная стала занимать подобающее ей место, традиционное место в жизни народа – как ее основа.
Всего лишь за пять послевоенных лет страна воспрянула и уверенно пошла вперед. Многие в наше время считают, что это являлось порождением атеистического, советского режима, в то время как это было плодом измененного мировоззрения Сталина, когда совершился его поворот к правде, к Богу.
Известно, что в феврале 1953 г. Сталин созвал в Москву героев-патриотов, намереваясь сформировать из них новое руководство партии и страны. Но не успел воплотить в жизнь свои начинания.
Существует много версий убийства И.В.Сталина. Согласно одной из них, Берия организовал заговор, в котором участвовали Каганович, Хрущев и др. «Заказчиком» же убийства являлась мировая закулиса.
5 марта 1953г. Иосифа Виссарионовича не стало. Несколько раньше он написал: «Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени безжалостно сметет его».
После смерти Сталина у власти побывали Берия и Хрущев.
Годы власти Хрущева ознаменовались жестокими гонениями на Церковь. Было объявлено о построении в стране коммунизма за 20 лет, а вера Христова рассматривалась как «пережиток капитализма». И Хрущев намеревался покончить с церковниками. Началась кампания по закрытию храмов и монастырей, преследованию верующих.
В общей сложности Хрущев закрыл более 10 тыс. церквей. Закрывалось до 150 церквей в день. Из 8 духовных семинарий осталось 3.
В настоящее время в стране действуют 27300 приходов, 716 обителей, 70 учебных заведений, 3 духовных академии. Если бы не хрущевские гонения, то количество действующих храмов теперь было бы огромным, ибо продолжалось религиозное возрождение.
Священное Писание и Евангелие возвещают о кончине мира. Многим святым было открыто о последних временах. А когда это будет? Господь даже своим ученикам не сказал этого. Времена и сроки зависят от нас, от нашей нравственности.
Библия учит, что грехи – причина всех зол и бедствий.
Создатель испытывает, взвешивает дела, совершаемые людьми, и определяет их судьбу. Грехи: богохульство, блуд, убийство – порождают бедствия.
Таким образом, все зависит от самих людей, вернее от исполнения ими нравственного закона Бога.
Святые отцы учат нас: единственный способ богопознания – доброта. Надо любить Бога всем сердцем и помышлением, исполнять заповеди Его святые: не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, трудиться, любить отца и мать и ближних, не копить богатства, жить в мире и любви. – Это есть проявление доброты, проявление нравственности.
Если мы так будем жить, то Бог продлит еще историю человечества. А если человечество устремится ко злу, будут увеличиваться разврат и служение дьяволу и люди станут подобны жителям Содома и Гоморры, то Господь попустит совершиться всему предреченному в Апокалипсисе.
Давайте же принесем покаяние, станем на путь добра, будем добрые дела совершать и готовиться к вечной и блаженной жизни.
Публикацию подготовил
дьякон Владимир Сергеев,
храм прп. Серафима Саровского