Новости Адыгейского благочиния
Прощеное воскресение
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви».
Братья и сестры, в этом году начало Великого поста приходится на понедельник 14 марта. Как лучше всего начать этот подвиг святого поста? Святая Церковь напутствует нас на поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Это первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.
Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и прекращения вражды между собою нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать святое поприще поста и покаяния. Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (1Кор. 14,33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто питает вражду и злобу, в коем нет мира, любви и святыни со всеми? «Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа» (Евр. 12, 14). Во-вторых, потому, что Царство Божие – светлое общество сынов Божиих, святое семейство Отца Небесного – есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения. Может ли принадлежать к нему тот, кто питает в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14,27). Мир есть высшее счастье, которым Он прежде всего приветствовал друзей Своих по Своем воскресении из мертвых: «ста посреде их и глагола им: мир вам» (Лк. 24, 36). Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия Царствия Божия, которое Господь завещал любящим Его.
Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, что обитает в нем – Дух ли Божий или дух лукавый, который по преимуществу есть дух злобы и вражды, а потому место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в царстве мира, а со всеми отверженными духами злобы.
Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения нашего со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного устава. Что пользы будет от поста, если мы строго воздерживаем себя от пищи телесной, а своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; если боимся осквернить уста какой-нибудь запрещенной снедью, а не боимся того, что из этих уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного. Что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата. О таких молитвенниках Господь сказал через пророка: «Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами своими чтут Меня, сердце же их далече отстоит от Мене: напрасно чтут Меня» (Ис. 29,13).
Дорогие братия и сестры, древние христиане имели добрый и благочестивый обычай в Прощеное воскресенье испрашивать друг у друга прощения. Последуем и мы сему доброму обычаю и попросим прощения друг у друга, особенно у тех, которых чем-либо оскорбили. Будем при этом помнить слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми, тогда и Бог мира будет с вами» (Рим.12,18). Аминь.