Новости Адыгейского благочиния
Вселенская Родительская (мясопустная) суббота
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этом году Вселенская Родительская суббота приходится на 5 марта. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере – праотец, отец и братий наших», особенно молится о тех умерших, кои были похищены внезапной смертию на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных, и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша», то есть оставшихся без узаконенного погребения. День субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми.
Нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам об неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам испытании на Страшном Суде, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам во время Великого поста.
Дорогие братия и сестры, нет человека, который бы пожил и не грешил. Никто не чист от греховной скверны, хотя бы он прожил один день на земле. И поэтому в большинстве случаев смерть застает нас неоплатными должниками пред Богом, а между тем за гробом нет больше места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для улучшения своей участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение. Как же быть тем, которые не удостоены помилования на суде Божием, а между тем умерли с покаянием и надеждою на спасение? Они могут получить себе помилование по молитвам живых, которые, оставшись на земле, обязаны ходатайствовать пред Богом за умерших, совершая о них поминовение.
Это поминовение приносит великую пользу усопшим. Милосердный Господь наши молитвы, милостыни, заупокойные литургии весьма дорого ценит и прощает вольные и невольные грехи преставившихся отец и братий наших. Еще в Ветхом Завете совершалось поминовение усопших, и святой пророк Иеремия считает даже
окаянными и от лица Божия отверженными тех, по которым не творится поминовение. Установление Вселенской Родительской субботы перед Неделей мясопустной относится к первым временам христианства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не напрасно апостолы установили поминать при бескровной жертве усопших, ибо они знали величайшую отсюда проистекающую пользу. В субботу мясопустную верующие вступают в ближайший союз христианской любви с усопшими, и тем самым исполняют свой священный долг к ближним умершим. Может ли кто после этого осмелиться пренебрегать долгом поминовения усопших? И какая жестокая душа не станет молиться за них Богу, когда от нас зависит улучшить их судьбу и когда мы знаем, что по нашему нерадению многие покойники могут лишиться вечного блаженства?
Какими средствами можно улучшить положение умерших? Молитвой, милостыней и заупокойной литургией. Молитва есть самый естественный и общедоступный способ ходатайства за умерших. Не всякий может подавать милостыню или заказывать заупокойную литургию, а молиться за умерших может всякий, и притом во всякое время и на всяком месте. Мы можем молиться за усопших и утром, и вечером, и в храме, и дома, в свободное от занятий время и во время работы. Всегда и везде Бог примет нашу молитву, если только она приносится от чистого любящего сердца и соединяется с верою в Иисуса Христа.
Мы очень часто после смерти любимых нами родных и близких скорбим, что не смогли доставить им в последние дни их пребывания на земле мирную и счастливую жизнь, что своим невыдержанным характером и необдуманными поступками мы отравили горечью жизнь тех, кто нас любил и кого мы любили. Зачем мы не дали радости, любви нашим близким хотя бы на пороге их смерти? А теперь уже поздно… Но Церковь нам говорит, что не поздно, и мы можем и сейчас примириться с ними и доставить им радость, которой мы не дали им здесь.
Пусть же наши сердца, исполненные любви к нашим отшедшим сродникам, проникнутся и молитвенным чувством к Богу за них. «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
Аминь.