Новости Адыгейского благочиния
Слово от Патерика о прозорливом иерее
Собираясь в храм Божий на служение или просто на молитву, мы должны быть особенно внимательными к себе, к своим мыслям, чувствованиям, намерениям и делам
Случается, братие, что иногда, собираясь утром в церковь на служение или просто на молитву, мы чувствуем какое-то угнетенное состояние духа, недовольство всем окружающим, а иногда даже и беспричинную злобу на ближнего. И, попадись нам в это время навстречу кто-либо из знаемых нами, мы иногда, без всякого повода с его стороны, оскорбляем такового и наносим ему печаль. Это нехорошо. Гнев, злоба, в каком бы виде ни проявлялись с нашей стороны, всегда противны Богу и всегда лишают нас Его благоволения.
Некто из святых отцов скитских рассказывал следующее: когда в одном из скитов служил Иерей в церкви, во время совершения им Таинства Св. Причащения являлся образ Духа Святого в виде орла. Этого образа из народа никто не видал, кроме клириков и священнодействовавших. В некоторое время один из монахов, шедших в церковь, встретил диакона, отправлявшегося на служение литургии, и стал просить его, чтобы он сказал ему что-либо на спасение души. Диакон отвечал ему, что ему теперь не время разговаривать, и ушел от опечаленного инока. Началась Божественная литургия. Но что же? Во время совершения Таинства всегда являвшегося изображения Святого Духа не было. Иерей сказал диакону: «Что же это значит, что мы не видим образа Святого Духа? Кто-нибудь из нас согрешил! Отойди от престола, и мы узнаем, кто во грехе из нас». Диакон отошел, и изображение Св. Духа тотчас появилось вновь... По окончании литургии Иерей спросил: «Скажи мне, что же ты сделал?» Диакон отвечал: «Ничего я не сделал, разве только иноку, просившему у меня слова на спасение души, сказал: мне не время теперь с тобою разговаривать». «Видишь ли, – заметил ему Иерей, – ты вот опечалил брата своего, а Господь лишил нас за это Своего образа!» Диакон тотчас же пошел и испросил прощение у опечаленного им инока, и, конечно, навсегда получил для себя урок быть впредь особенно внимательным к себе, идя на совершение Божественной службы.
Будем же, братие, и мы внимательны к себе, когда идем или просто для молитв, или на службу в церковь Божию. Видите ли, как враг нашего спасения неуклонно следит за нами? Отчего это в обыкновенное время мы большею частью спокойны, а как идти в церковь, тут у нас и поднимается и бессмысленный гнев на ближнего, и уныние, и недовольства какие-то так и гнетут пас? Все это козни дьявольские. И будем же поэтому осмотрительны и внимательны к себе... Чтобы сохранить в душе на пути в церковь мир, спокойствие и благоговение, будем помышлять о том, что в церкви мы получаем величайшие блага. «В церкви, – говорит св. Златоуст, – радующиеся продолжают свою радость; в церкви скорбящим утешение, в церкви печальным веселие, в церкви удрученным отдых, в церкви труждающимся успокоение. Ибо сказано: приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Что вожделеннее сих слов, что усладительнее сего зова? На пир зовет тебя Господь, когда зовет тебя в церковь, приглашает к успокоению от трудов, дает отдых от горестей, облегчает тяжесть грехов, врачует скорбь душевную удовольствием, печаль – веселием. Какая неизреченная заботливость! Какое небесное приглашение!» (Т. 6). Такие и подобные размышления без сомнения, успокоительно подействуют на нашу душу, сообщат ей благодать Божью, а с нею, без сомнения, и утвердят в душе мир и успокоение, столь необходимые для души в часы ее ближайшего общения с Господом. Аминь.
Некто из святых отцов скитских рассказывал следующее: когда в одном из скитов служил Иерей в церкви, во время совершения им Таинства Св. Причащения являлся образ Духа Святого в виде орла. Этого образа из народа никто не видал, кроме клириков и священнодействовавших. В некоторое время один из монахов, шедших в церковь, встретил диакона, отправлявшегося на служение литургии, и стал просить его, чтобы он сказал ему что-либо на спасение души. Диакон отвечал ему, что ему теперь не время разговаривать, и ушел от опечаленного инока. Началась Божественная литургия. Но что же? Во время совершения Таинства всегда являвшегося изображения Святого Духа не было. Иерей сказал диакону: «Что же это значит, что мы не видим образа Святого Духа? Кто-нибудь из нас согрешил! Отойди от престола, и мы узнаем, кто во грехе из нас». Диакон отошел, и изображение Св. Духа тотчас появилось вновь... По окончании литургии Иерей спросил: «Скажи мне, что же ты сделал?» Диакон отвечал: «Ничего я не сделал, разве только иноку, просившему у меня слова на спасение души, сказал: мне не время теперь с тобою разговаривать». «Видишь ли, – заметил ему Иерей, – ты вот опечалил брата своего, а Господь лишил нас за это Своего образа!» Диакон тотчас же пошел и испросил прощение у опечаленного им инока, и, конечно, навсегда получил для себя урок быть впредь особенно внимательным к себе, идя на совершение Божественной службы.
Будем же, братие, и мы внимательны к себе, когда идем или просто для молитв, или на службу в церковь Божию. Видите ли, как враг нашего спасения неуклонно следит за нами? Отчего это в обыкновенное время мы большею частью спокойны, а как идти в церковь, тут у нас и поднимается и бессмысленный гнев на ближнего, и уныние, и недовольства какие-то так и гнетут пас? Все это козни дьявольские. И будем же поэтому осмотрительны и внимательны к себе... Чтобы сохранить в душе на пути в церковь мир, спокойствие и благоговение, будем помышлять о том, что в церкви мы получаем величайшие блага. «В церкви, – говорит св. Златоуст, – радующиеся продолжают свою радость; в церкви скорбящим утешение, в церкви печальным веселие, в церкви удрученным отдых, в церкви труждающимся успокоение. Ибо сказано: приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Что вожделеннее сих слов, что усладительнее сего зова? На пир зовет тебя Господь, когда зовет тебя в церковь, приглашает к успокоению от трудов, дает отдых от горестей, облегчает тяжесть грехов, врачует скорбь душевную удовольствием, печаль – веселием. Какая неизреченная заботливость! Какое небесное приглашение!» (Т. 6). Такие и подобные размышления без сомнения, успокоительно подействуют на нашу душу, сообщат ей благодать Божью, а с нею, без сомнения, и утвердят в душе мир и успокоение, столь необходимые для души в часы ее ближайшего общения с Господом. Аминь.