Новости Адыгейского благочиния

Блаженны нищие

(Размышления святых отцов о покаянии)

 

«Господь Бог наш есть Бог кающихся, Он пришел на землю не праведных спасать, а грешников призвать к покаянию, и когда кто кается – радость бывает на небесах»

св. Ефрем Сирин

«Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются, ни на мытарствах, ни на Страшном суде»

св. Георгий Затворник

«Если бы вы знали, что значит покаяние, через него мы можем получить прощение грехов и сподобиться принять в себя Самого Господа в Святом причащении; если бы вы это понимали, то о том только бы и думали, как очистить свою душу.

Знайте, в чем откроетесь духовному отцу, того не будет записано у диавола».

«Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе; это несчастие, беда вам; открывайте их тщательно, усердно, обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Когда искренно вспомнишь свои грехи и покаешься, тогда возвеселится дух твой и помилует тебя Господь, и весело будет у тебя на душе. Люди не понимают пользы тщательного покаяния.

Когда исповедаешься в грехах и священник скажет: «Прощаю и разрешаю соделанное в ведении и неведении», - вот вы уже и прощены. Есть такие, что пренебрегают этим; какого же дара великого они лишаются!

Вопрос о том, как оправдаться на Суде Божием? Святая Феодора добре отвечала, когда ее пытали (на мытарствах). «Ты то и то сделала», - говорили бесы. Она отвечала: «Да, сделала, но я каялась и получила прощение, разрешение от священника». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем прощение.

Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов – лучший способ умилостивления и благодарения Бога.

Стыдиться на исповеди открывать грехи – от гордости.

Главные погрешности надо говорить на исповеди, даже погрешности в чувствах и помыслах, если враг часто искушает здесь, все открываемое скорее и легче излечивается. Неоткровенный – сам себе враг, и бес боится как смирения, так и откровения, также и терпения.

Преподобный Иоанн Малый говорит: «Люди, которые не хотят открывать искушения, помыслы духовным отцам, больше всего радуют врага своей души».

Поминать ли грехи исповеданные и при помощи Божией благодати оставленные? На духу на исповеди поминать их опять нечего, когда уже разрешены. А на своей молитве поминать их хорошо.

Душа, утаившая свои грехи, останавливается и сильно терзается бесами на мытарствах тогда, когда она после смерти восходит к Богу на Суд, а чисто раскаявшаяся без всякой остановки и терзания восходит на небо.

Спешите через исповедь очиститься от грехов здесь, на земле, чтобы не быть истязуемыми за них там, за гробом, пока не пришла смерть.

Если человек хочет, чтобы враг диавол не имел ни в чем оклеветать его в час смертный, то исповедь должен творить, ни самомалейшего движения плоти и духа, Богу противного, не скрывая пред отцем духовным.

Бог не помянет грехов, очищенных покаянием. В покаянии вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но как мы поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях.

Хотя грехи прощены посредством исповеди, но всю жизнь надо об них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение»

святитель Игнатий Брянчанинов

 

«Нужно непременно записывать всякий, хотя маленький грех, как вспомнишь, а потом покаяться, а то мы все откладываем: то грех мал, то стыдно сказать. Много бывает примеров, что перед смертью долго томятся и не умирают.

Благодать на благодать людям по крещении дано покаяние; ибо покаяние есть второе рождение от Бога.

Как исповедаться? Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь (т.е. не списать ее с книги, а свою сделать личную) и прочитать самому перед священником: будет и ему приятно и не затруднительно, исповедующемуся легко и отрадно.

Исповедайтесь, - вот вы и святы.

Не только за дела и слова, но и за мысли, когда в них каемся, дадим Богу ответ»

преподобный Макарий Оптинский

«Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость»

св. Иоанн Кассиан Римлянин

«Кто низложил первые три из главных страстей, тот низложил вместе и пять последних; но кто нерадит о низложении первых, то ни одной не победит»

преподобный Иоанн Лествичник

«Только до сыта ничего не вкушай; оставляй место Святому Духу»

преподобный Серафим Саровский

«Человек предается на поругание бесам за гордость и жизнь, противную заповедям Божиим»

преподобный  Макарий Оптинский

«Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие, а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления. Но во всем, что мы делаем, Бог взирает на цель, для Него ли или для чего другого мы то делаем»

св. Максим Исповедник

«Почто нерадим, не хотяще исцелитися (через исповедь), дондеже время есть, малыми слезами в краткое сие время; покаяния ради отпустит Благий Бог вся прегрешения наша.

Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра»

св. Ефрем Сирин

«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на Земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин?

Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию.

Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более, чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике»

праведный Алексий Московский (Мечев)

«Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твое иссыхает, делается бессильным, когда ты не даешь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе она иссохнет и обессилит.

Без причащения заглохнет духовный огонь в тебе. Завалит его мирской хлам. Чтобы освободиться от этого хлама и нужен огонь, попаляющий тернии наших прегрешений.

Жизнь духовная – не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом таинстве полноты Духа Христова? Как не приняв Плоти и Крови Христовой будешь жить в Нем?

И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних и внутренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, чтобы «лучше приготовиться». Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся».

о. Валентин Свенцицкий

«Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить).

Грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в уме и сильно ожесточает их сердце. Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха – омрачать нас, связывать нас по рукам и по ногам. Но время и место действия благодати – только здесь: после смерти – только молитвы Церкви и то на покаявшихся грешников могут действовать, на тех, у кого есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники – несомненные сыны погибели.

Никто да не думает, что грех есть нечто маловажное: нет, грех страшное зло, убивающее душу ныне и в будущем веке. Грешник в будущем веке связывается по рукам и по ногам (говорится о душе) и ввергается в тьму кромешную, как говорит Спаситель: «Связав ему руки и ноги, ввергните во тьму кромешную» (Мф. 22,13), т.е. он совершенно теряет свободу всех сил душевных, которые, которые созданы для свободной деятельности, терпят через это какую-то убийственную бездейственность для всякого добра: в душе сознает грешник свои силы и в то же время чувствует, что силы его связаны нерасторжимыми какими-то цепями: «беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч. 5,22).

Когда согрешишь, и грехи твои будут мучить и жечь тебя, тогда скорей прибегни к Единой Жертве о грехах, вечной и живой, и повергни перед Ней все свои грехи. Другого спасения ты не найдешь. Сам по себе спастись не думай.

Отчего грешная душа не прежде получает прощение грехов, как после того, что глубоко почувствует все их безрассудство и гибельность? Оттого, что как, греша, она признавала их приятными и благовидными, так, раскаиваясь в них, она должна признать их гибельными и ложными. Как желание греха зарождается в сердце, так и освобождение от него должно сопровождаться болью в сердце.

Истинному покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство и воля. Как мы грешим всеми силами души, так и каяться надо всей душой. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. От нерадивой жизни сознание грехов затмевается – надо его прояснить; чувство притупляется – надо его пробуждать; воля обессиливается – надо ее принуждать. Сказано: «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11,12). Поэтому исповедь должна быть сердечная, глубокая и полная.

К чему ведут пост и покаяние? Из-за чего труд? Они ведут к очищению грехов, к покою душевному и к соединению с Богом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца раскаяться. Награда неоценимая за добросовестный труд.

Сравнивая исповедь с операцией, говорят: трудную и болезненную операцию вынесешь, зато станешь здоровым. Это значит, что на исповеди надо без утайки все свои срамные дела открыть духовнику, хотя тебе будет и больно, и стыдно, и унизительно. В противном случае рана остается неизлеченной, будет ныть и подтачивать душевное здоровье, а заражение будет распространяться на другие здоровые члены. Священник – это духовный врач. Покажи ему раны, не стыдясь, откровенно, с детской доверчивостью: ведь духовник – твой духовный отец. Ему дано любить своих духовных чад, а любовь Христова выше любви плотской. Он должен дать за тебя ответ Богу. Почему наша жизнь стала так нечиста, полна страстей и духовных навыков? Потому что многие скрывают свои душевные язвы, и эти язвы болят и все больше воспаляются.

Кто привыкнет во время этой земной жизни на исповеди давать отчет в своих поступках, тому не будет страшно дать ответ и на Страшном суде Христовом. Для того и установлено здесь краткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся, дать непостыдный ответ на суде Христовом. Чем искреннее исповедь, тем спокойнее душе. Грехи – тайные змеи, грызущие сердце человека и не дающие ему покоя. Грехи – колючий терновник, вонзенный в душу. Грехи – духовная тьма. Чтобы совсем избавиться от язвы греха, надо приносить плоды покаяния.

Надо почаще исповедоваться в грехах, чтобы открытым признанием бичевать свою гордость и почувствовать омерзение к грехам. Подумай, в какую беду вверг тебя грех и что сделал Владыка – Христос для твоего спасения. Вспомни Его воплощение, Его обращение с людьми, Его наставления и чудеса, вспомни, какие Он терпел многочисленные насмешки, ругательства, плевки и побои, как, наконец, Он принял мучительное распятие на кресте, позорную смерть и погребение, а потом в Божественной славе воскрес из мертвых. Все это Он сделал, чтобы избавить тебя от вечных мук. Поэтому всего себя предай Ему, твоему Благодетелю, живи для него, исполняя его заповеди. Избегай всего того, что ввергает в грех, как то: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской; распинай свою плоть с ее страстями и похотями, терпением спасай свою душу, люби Бога и ближнего, как себя».

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Три состояния устроения жизни (по прп. Никите Стифату):

а) плотское – человек всецело предается удовольствиям и наслаждениям. Состояние омрачения: страсти как бы высокими стенами отгораживают человека от Бога. Люди оскотинились, привязывают ум к видимому, борьба за достижение земных благ;

б) душевное – люди явных грехов не делают, но и в добродетелях и исполнении заповедей Божиих не трудятся (духовно расслабленные). Нет настоящей любви к Богу, ближним, нет смирения, сострадания;

в) духовное состояние – память о Боге, очищение себя от греха, соблюдение заповедей. Пост, молитва, отвержение телесных и духовных грехов. Любовь к Богу и ближним.

 

 

 

Материал подготовил

диакон Владимир Сергеев

 

Сервер 'Россия Православная'