Новости Адыгейского благочиния

Преображение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня двунадесятый праздник – один из двенадцати величайших праздников православных, в котором мы вспоминаем, как Иисус Христос показал Своим ученикам Свою Божественную славу, преобразившись перед ними на горе Фавор. Почему этот праздник важен для нашей духовной жизни? Почему это событие столь высоко оценивается Церковью? Ведь Господь и во многих других случаях, совершая чудеса, показывал Свою Божественную сущность, для того чтобы в Него уверовали ученики Его и те люди, которые стремились к Нему. В чем особенность этого чуда, которое Иисус Христос совершил на Фаворской горе?
Евангелие описывает, что во время молитвы, на которую взял с Собой Иисус Христос трех ближайших учеников, Его лицо изменилось, по-славянски – преобразилось, оно стало ярким, как солнце, от Иисуса Христа, Которого до сих пор ученики видели как человека, исходил Божественный свет, являющийся сущностной принадлежностью Сына Божия. То есть ученики Иисуса Христа увидели, Кто есть на самом деле их Учитель.
А знаем ли мы с вами, Кто для нас есть Иисус Христос? Что мы можем сказать, каждый в своем сердце: Кто для нас Иисус Христос? Почему мы в Него верим? Почему мы идем за Ним? Что значит Он для нас в нашей жизни? К Кому мы молимся и к Кому обращаемся? Что бы мы не слышали – или в проповедях, которые говорятся в храме Божием, или в словах богослужения, которым мы внимаем, или в чтении Священного Писания, или в святоотеческих книгах – о Господе Иисусе Христе, на самом деле, только когда мы на личном опыте узнаем, Кто Он такой, тогда в наших сердцах и будет эта вера. 
Сегодня в словах тропаря и кондака объясняется это. «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Своим славу Свою, – а дальше такие слова идут: – якоже можаху. Да воссияет и нам… свет Твой присносущный». Что значат эти слова: «якоже можаху»? Это значит, что мы молимся, чтобы настолько, насколько нам с вами возможно, и мы увидели славу Господа Иисуса Христа. Сами увидели, не от других услышали, не в книжке прочитали, а сами, своими духовными глазами увидели это – настолько, насколько нам это возможно. 
Когда ученики увидели эту славу, им так стало хорошо, что они не хотели оттуда уходить, они хотели построить там временное жилище – палатки, и жить там, и пребывать в этой духовной радости. Послушаем еще, что говорит кондак сегодняшнего праздника о его духовной сути: «На горе преобразился еси и, якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша». Вслушаемся опять в эти слова: «якоже вмещаху ученицы Твои». То есть ученики Иисуса Христа увидели Его настолько, насколько они смогли это вместить в своем сердце. Бог ведь беспределен. Он вечен, Он бесконечен. Познать Его невозможно. Человек же ограничен и временем, и своей сутью. И поэтому весь вопрос в том, насколько мы можем познать Бога. 
Почему это важно? Почему это важно для нашей с вами жизни? Потому что подлинное спасение человека заключается в том, чтобы он был вместе с Богом. И тогда сама суть человека, его душа, преображается: из грязной становится чистой, из слабой становится сильной, из грешной становится святой, из недостойной удостаивается, из унылой и грустной становится радостной и счастливой, из пустой и бессмысленной становится наполненной смыслом и разумом. Мы жаждем преображения наших душ. И именно для этого мы и ходим в храмы Божии, именно для этого мы молимся, именно для этого мы обращаемся к Богу, чтобы наши с вами души изменились, преобразились, чтобы все плохое из них ушло, а светлое в душу пришло. Этого мы ищем. И Иисус Христос и есть Тот, Кто нам может это дать. Вот Кто Он для нас. Он наш Спаситель, Он Преобразитель наших с вами душ. 


Если мы знаем об этом, то тогда мы будем стремиться, и стремимся к Нему. Но что мешает нам познать Иисуса Христа? Что является препятствием? Опять вдумаемся, почему Церковь так обращает на это внимание, говоря: «якоже можаху» – то есть настолько, насколько можно? А что мешает, почему нельзя бесконечно наслаждаться жизнью с Господом Иисусом Христом? Что этому мешает? Конечно же, мешают наши с вами грехи. Если наша душа заполнена грехами, как она может вместить Бога? Там уже нет для Бога места! Там все занято: нашим самолюбием, нашим эгоизмом, нашим равнодушием, пустотой, суетой. О чем угодно думаем, к чему угодно стремимся, только не к самому главному. Душа наша – как некий сосуд, который наполнен всякой никчемностью и нечистотой. И поэтому мы и можем сказать и спросить: «якоже можаху»? – Насколько мы можем вместить в свое сердце Бога? 
Праздник Преображения призывает нас к очищению наших душ, чтобы все ненужное, скверное, пустое мы выбросили из сосуда своей души, чтобы там было место для благодати Божией, чтобы эта благодать могла воздействовать на нас и преображать нас. 
Праздник Преображения Господня бывает в Успенском посту, который сейчас идет. Пост – это время особого труда человека над своей душой. Вот и наступило время, дорогие братья и сестры, очистить сосуды наших с вами душ, вытряхнуть из них все ненужное, пустое и скверное. Как это можно сделать? Таинство Покаяния дано нам. Через это Святое Таинство мы очищаем наши души. После Таинства Покаяния мы стремимся к Причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых, и, причащаясь их, мы с Самим Господом соединяемся. И вот где есть место преображению наших с вами душ! Не своею силою, но благодатью Господа нашего Иисуса Христа изменяются наши сердца, изменяется образ наших мыслей, меняются наши поступки.
Дорогие братья и сестры! В праздник Преображения Господня будем просить у Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, явившего Свою славу на горе Фаворской, чтобы в наших сердцах и душах было место для света присносущного Господа нашего, чтобы этот свет преображал и изменял наши души и наши жизни. Аминь.

Сервер 'Россия Православная'