Новости Адыгейского благочиния

Житие апостола и архидиакона Стефана Житие

Христианская Церковь, как общество верующих, возникла после вознесения на Небо своего Основателя. Основы, на которых она должна была созидаться, положены были Господом Иисусом Христом при Его жизни, во время трех с половиной лет Его общественного служения на земле. В это время Он дал свое новое учение веры, учредил Таинства, установил в лице апостолов иерархию с правом учить, священнодействовать и управлять в Церкви и указал Своим последователям высший идеал нравственного совершенства – в уподоблении Богу.

   Выполнение столь высокой задачи без чрезвычайной помощи Божией было невозможно.

 

Перед Своим вознесением Иисус Христос обещал апостолам послать Духа Утешителя, который наставит их на всякую истину  и облечет силою свыше. И это произошло.  Дух Святый почил на каждом из них. Действие Божественной силы тотчас обнаружилось на апостолах тем, что они начали говорить на разных языках, которых прежде не знали. Вместе с тем они почувствовали в себе необычайную бодрость и мужество к проповеданию веры Христовой, которую теперь восприняли озаренным свыше разумом и сделались готовыми положить за нее свою жизнь.

   Необычайный успех апостольской проповеди в Иерусалиме вызвал у вождей иудейской религии озлобление и противодействие. Силе апостольской проповеди иудейские законники задумали противопоставить свою мудрость. Часто они вступали в спор со Стефаном, диаконом Иерусалимской Церкви, который отличался особенной ревностью к проповеданию веры и благодатными дарами Святаго Духа. Он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Фанатичные иудеи искали случая посрамить его, но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор.

   Однажды законники схватили Стефана и привели в синедрион с обвинением, что «он говорил хульные слова на святое место сие и на Закон, на Моисея и даже на Бога». Не замедлили явиться и ложные свидетели. Святой Стефан в защиту своего учения произнес речь, в которой обличил самих евреев в несоблюдении Закона Моисеева и убиении истинного Мессии, о котором предсказал Моисей. «Кого из пророков, - говорил  он, - не гнали отцы ваши? Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Они убили предвозвещавших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались вы». Благодать Божия, которого полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его Небесным светом; он смотрел как Ангел.

   После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Речь Стефана привела членов синедриона  в такое бешенство, что они не в состоянии были выслушать ее до конца. Стефана поспешно обвинили в богохульстве, вывели за город и стали побивать его камнями. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола Небесным видением.  Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в Небесах взирающего на его кончину Господа и предал себя воле Божией. «Вот,- громко воскликнул Стефан перед свирепевшими злобою врагами,- я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!».

   Святой мученик, преклонив колена, молился за своих убийц, воскликнув «гласом велиим: «Господи, не поставь им сего во грех!», и сея рек, успе», то есть кончил жизнь свою. Смерть его относится к 34 году по Рождестве Христовом. Убиением архидиакона Стефана началось в Иерусалиме открытое гонение на исповедников Христовой веры. Он первым из христиан пострадал за веру, а потому и получил прозвание первомученика.

   Молитвами святого первомученика архидиакона Стефана да дарует нам Господь и силу терпения в перенесении скорбей и бедствий жизни, и силу любви ко врагам, причинившим нам эти бедствия.           

    Почитание святых апостолов началось между верующими  с первых времен христианства. В постановлениях апостольских для всех христиан предписано святить память апостолов как проповедников Божественной веры и раздаятелей верующим даров Святаго Духа. И действительно, христиане, со времен апостолов, благоговея перед ними, собирали и хранили их мощи, созидали в честь их храмы, святили дни их преставления.                                                                                         

    Уроки, которые мы извлекаем  из истории страданий святого первомученика Стефана:                   Урок первый: несмотря на несправедливые обвинения и побиение камнями, он нисколько не теряет душевного спокойствия, мужества и терпения. И как терпеливо он перенес страдания! Признаемся, что мы в каждом, даже незначительном,  страдании, теряем спокойное состояние души и терпение и малодушно жалуемся и ропщем. Мы обращаем внимание лишь на страдание свое, а не на грехи свои, из-за которых страдаем, и даже заслуживаем гораздо больших страданий.

Второй урок научает нас питать ко врагам своим не чувство ненависти, но чувство христианской любви. Побиваемый камнями, святой Стефан молился за своих убийц Богу. Примеру святого первомученика, который подражал в этом отношении Господу Иисусу Христу, молившемуся на кресте за Своих распинателей, следовали и все христианские мученики. Ему же должны подражать в своих отношениях ко врагам и все мы, именующиеся христианами.                                                

    Слово Божие так учит о любви ко врагам:

   «Любите враги ваша, благоволите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящие вы»(Мф. 5,44). – «Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще жаждет, напой его: сие бо творя углие огненное собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побуждай благим злое» (Рим. 12, 20-21). «Бывайте друг ко другу блази, милосерди, прощающее друг ко другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам» (Еф. 4,39).

    «Нет ничего более достойного удивления в человеке, как любовь ко врагам», - говорит блаж. Августин. Он же в другом месте пишет: «Есть много видов милосердия, посредством которых мы можем получить от Бога прощение в своих грехах, но вернейший из них – прощать врагам».

    «Как вы можете возносить руки к небу, как можете молиться и просить о прощении своих грехов? Если бы Бог и хотел простить вам, вы сами препятствуете Ему, не прощая вашему брату», учит святитель Иоанн Златоуст.

    Ненавидящие и отвергающие брата своего неизбежно выпадают из Божественной полноты, и уже не в Боге. Проповедуя в мiре любовь Христову, Церковь зовет всех к полноте божественной жизни, но люди не разумеют этого зова и отвергают его. Призывая всех хранить заповедь Христову: «Любите врагов ваших», Церковь через то становится посреди враждующих сил, и тот гнев, которым полны эти враждующие между собою силы, встречая Церковь на своем пути, естественно обрушиваются на нее. Но Церковь, осуществляя дело Христа на земле, т.е. спасение всего мiра, сознательно принимает на себя тяготу общего гнева, подобно тому, как Христос взял на Себя грехи мiра. И если Христос в этом мiре греха был гоним и должен был пострадать, то и истинная Церковь Христова тоже неизбежно будет гонима и будет страдать. Это духовный закон жизни во Христе, о котором говорили и Сам Господь и апостолы, Павел же божественный категорически выразил его такими словами: «…все хотящие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3,12). И это – всегда и везде во всем мiре, где только живет грех. Проповедь Церкви «Любите врагов ваших» не вмещается мiром и потому мiр

во все века гнал и будет гнать истинную  Церковь, убивал и будет убивать ее служителей.                                                                                                                                                   

   Православная Церковь светло празднует память апостола Стефана трижды в году:

     9 января – день мученического подвига;

    28 сентября – обретение нетленных мощей в 4 веке;

    15 августа -  перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь.

                                                                                                                         

Сервер 'Россия Православная'