Новости Адыгейского благочиния
О поминовении усопших
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Христос воскресе!
Вот уже третью неделю под сводами наших храмов раздается это радостное приветствие, возвещающее миру победу добра над злом, света над тьмою, жизни над смертью. Вчера, 10 мая, Святая Православная Церковь совершала особое богослужение поминовения усопших, которое называется Радоница, что значит радость.
Этот праздник установлен с тем благочестивым намерением, чтобы после светлого торжества в честь воскресшего из мертвых Христа разделить великую радость Пасхи с умершими в надежде блаженного воскресения. Священное Писание учит, что нет смерти, а жизнь после успения не прекращается.
Воскреснут мертвые, воскреснут матери и дети, братия и сестры, сродники и друзья. Какая отрадная истина! Эту истину много раз проповедовал Сам Господь наш Иисус Христос. Воскресив сына вдовы Наинской, дочь Иаира, четверодневного Лазаря, Он дал наглядный пример воскресения мертвых. Эту истину исповедует ежедневно Святая Церковь словами Символа веры: «Чаю (то есть ожидаю) воскресения мертвых». В залог будущего нашего воскресения своего мы причащаемся святых бессмертных и животворящих Таин. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). «Наступает время, - говорит Спаситель, - в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут ( из гробов своих) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). Истинно верующие не умирают, но живут вечно в Господе. Сам Спаситель сказал, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы». (Лк. 20, 38). Поэтому умирающие в Господе христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с ней и со всеми ее чадами самое действенное живое общение. И для христианина смерть сама по себе не страшна. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение, - говорит апостол Павел, - имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1,21,23). Страшны только грехи, с которыми мы должны будем предстать пред Господом и которые могут разлучить душу с Богом.
Смерть – это общая участь всех людей. Сегодня или завтра придет конец этой кратковременной жизни. Земная жизнь проходит как мгновение, а будущей жизни не будет конца. И счастлив тот, кто с чистой совестью и радостью ждет смерти, чтобы соединиться со Христом. Поэтому этой земной жизнью надо дорожить, беречь ее и всячески хранить, как святыню Божию. Мы должны всегда радоваться, что живем, и Господа благодарить непрестанно. Давая нам земную жизнь, Бог дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и мы должны это сделать. Иногда слово, сказанное вовремя, служит тысячам в утешение и спасение.
Нет человека, который бы не согрешил и при кончине своей не исповедовал себя грешником. Но после смерти человек уже ничего не может сделать, ничего не может принести Господу в умилостивление своих грехов. Помочь усопшим можем только мы молитвой, милостыней и бескровной жертвой. Господь оставил нас здесь на некоторое время, чтобы умершие, благодаря нашим молитвам, могли избавиться от вечного мучения, и мы, благодаря их молитвам за нас, получим спасение.
Поэтому будем усердно молиться ко Господу о наших усопших собратиях. Молитва есть выражение любви нашей к усопшим. Молитва много приносит пользы умершим. Но самое важное и сильное средство для облегчения участи усопших – это принесение за упокой их бескровной жертвы. Молясь об усопших, творя милостыню во имя их, надо заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовиться к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими-либо греховными узами и не попасть там в место мучения. Кто благочестиво пребывает в теле, тот благочестиво и разлучается с ним. Кто с Господом живет, тот с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти, тот будет с Господом и после смерти. «Где Я, там и слуга мой будет» (Ин. 12, 26). Аминь.