Новости Адыгейского благочиния
Слово в Неделю о Страшном Суде
В имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня за Божественной литургией мы прослушали свидетельство святого Евангелия о кончине мира, в котором ныне живем, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Картина Страшного Суда открывается нам после Недели о блудном сыне, когда Святая Церковь сугубо обличала пороки человеческие, и это не случайное совпадение.
А теперь давайте вместе поразмыслим: будет ли конец мира, вернее, конец нашей планеты? На этот вопрос современная наука дает утвердительный ответ. Но впервые концепция неизбежности кончины мира зародилась не в кабинетах ученых, а в недрах древних религий. Трудно сказать, какие естественные причины приведут к концу мира, а о том, когда это произойдет, знает только Бог Отец. Признаки приближения этого события даны в Евангелии, и в Откровении Иоанна Богослова.
И если наука сегодня говорит о неизбежности конца нашей планеты, то христианство, подтверждая это, одновременно свидетельствует нам не только о кончине мира, но и о втором пришествии Господа, воскресении мертвых и о начале Царства славы и вечной жизни. Церковь свидетельствует нам не о бессмысленном конце физического мира, а о его великой кончине, являющейся началом нового бытия. И если наука утверждает конец мира, видя в этом событии конец в смысле абсолютного разрушения, то совершенно иначе говорит нам об этом Православная Церковь. По учению Церкви, кончина мира будет состоять не в разрушении и уничтожении, хотя видимые физические явления будут происходить в форме разрушения, а в его полном изменении и обновлении.
Каковы же признаки приближения кончины мира, пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда, о котором мы только что слышали из святого Евангелия? Этих признаков несколько. Один из них, как свидетельствует Евангелие, состоит в том, что Евангелие будет распространено и проповедано во всем мире (Мф. 24,14). Весь род человеческий должен услышать слово Божие, вкусить тот небесный духовный хлеб, который дал миру Спаситель. И дело человека – принять или не принять это благовестие, ибо человек остается совершенно свободным Господь не допускает над ним насилия.
Второй признак – в мире необычайно активно начнут проявляться силы зла, умножится всякое беззаконие, в людях охладеет любовь (Мф. 24,12). В человеке необычайно усилятся и станут активно проявляться все отрицательные стороны его натуры (Тим. 3, 1-5), начнет иссякать вера (Лк. 18,8). Христианство для многих станет предметом ненависти.
Следующий признак – в конце века сего произойдут страшные войны (Мф. 24,6), из которых человечество, в своем большинстве, может не выйти живым. По всей земле пройдут страшные землетрясения, будет голод, появятся эпидемии (Мф. 24,7).
Как на характерный следует указать еще на один признак. Он будет заключаться в том, что необычайно понизится духовный уровень большинства людей. Они духовно прильнут к земле и откажутся от всякого духовного развития (Мф. 24, 37-39, Быт. 6, 1-8).
И вот тогда, говорит Евангелие Христово, явится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, грядущего на облаках небесных с силою и славою многою (Мф. 24,30). По мнению отцов Церкви, знамением второго пришествия будет знамение Креста. Те люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1 Кор. 15, 51-52)., изменится и весь мир (2 Петр. 3,13), и одновременно произойдет всеобщее воскресение мертвых, причем воскреснут они в преображенном виде и будут совершенно особыми, такими, как нам трудно представить по нашей человеческой немощи (1 Кор. 15, 42-50). Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всех немощей, которым подвержены наши тела.
Трудно представить все то, о чем мы здесь говорим. Ясно одно: со вторым пришествием настанет на земле последний и Страшный суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и обновит весь мир. Иного пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.
Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф. 13,43), и вечные мучения уготованы для злых (Мф. 25, 41-42). С кончиной века сего и преобразованием нынешнего мира в мир новый, лучший, откроется вечное Царство Божие – Царство Славы. Да не лишит и нас милосердный и справедливый Судия этого Царства вечной славы и нескончаемого блаженства. Аминь.