Новости Адыгейского благочиния
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»- зазвучало вновь в храмах Божиих, как напоминание о Великом посте, который начнется в этом году 14 марта. И повеяло на нас тихим покаянным временем поста. Сегодня евангельские фарисей и мытарь как бы приглашают заглянуть в свои сердца и увидеть в них гордое фарисейское:«…я не таков, как прочие человецы…»- или склониться перед Богом с мытаревым покаянием. ( Лк. 18,11) И не замедлит ли вырваться из самой глубины сердца нашего покаянный вздох мытаря: «Боже, милостив буди мне грешнику»(Лк. 18,13)
Жизнь праведников подтверждает – дивное попечение имеет Творец о создании Своем решительным вторжением в их жизнь благодати Божией. «Кому дано, тому прибавится, а кому не дано, у того отымется». Речь здесь идет о том , что человек принимает «благодать на благодать». Если он трудится для Бога, является Его рабом и соработником, Бог посылает ему благодать. Благодать эта дается человеку, чтобы он смог делать угодное Богу.
Если Господь видит, что человек не ослабевает в своих трудах, Он дает ему возможность трудиться еще и еще. Для этого Он дает все больше и больше благодати. Благодать человека, который не радеет о деле, останется втуне. В нашей стране 84% крещеных людей. И почти все эти люди потеряли благодать Божию. Их когда-то крестили, и этим они ограничили свою духовную жизнь.
У нас есть четыре источника благодати: чтение Священного Писания, молитва, добрые дела и Таинства Церкви. Если человек не читает Священное Писание, не участвует в Таинствах Церкви (Покаянии, Святом Причащении Елеосвящении, если брак его не освящен Таинством Венчания), то благодать Божия, которую он получил в Крещении, принимает совершенно микроскопические размеры и никак не влияет на его жизнь. При полном нерадении она практически отнимается у человека, потому что он живет только для себя, как эгоист, осуждает всех вокруг, ленится трудиться для Бога, не ходит в Церковь.
Мы живем теперь суетно, у нас нет внимания, чтобы увидеть в жизни своей следы Промысла Божия, у нас нет разумения понять, что же хочет от нас Господь в данных нам обстоятельствах жизни. А все потому, что мы забываем о единственной цели земного бытия, о том, что оно – только путь в вечность. Как не напомнить здесь слова святителя Григория Богослова: « Нет пользы в настоящей жизни, потому что жизнь эта имеет конец». Мы забываемся и часто становимся дерзкими богоборцами, не принимая непреложной истины, что только крестным подвигом жизни человека начертывается его путь во спасение – в блаженную вечность. Только узкие и тесные врата ведут в Царство Небесное.
Кто сегодня может сказать, что он и сам сохранил великие в очах Божиих сокровища – чистоту и целомудрие, и дал понятие о них своим детям? Ну, а если не сохранили эти добродетели сами и детям своим не передали, то только мытарево смирение, мытарев покаянный глас может очистить погрязшую в нечистоте душу и омыть прокаженное тело.
В евангельской притче на примере мытаря и фарисея Господь учит нас, каким расположением духа нужно молиться в церкви или где бы то ни было. Молитва – великое дело. Через молитву человек общается с Богом, получает от него дары благодати.
Фарисей и мытарь вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы: мытарь вышел из храма оправданным, хотя был грешник, а фарисей – нет, хотя и делал дела законной правды. (Лк. 18, 10-14)
Чем же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он в своей молитве был смирен и имел сердце сокрушенное, а «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит». (Пс. 50,19).
Отчего же молитва фарисея была неугодна Богу? «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самим собою!» - говорит Бог через Пророка (Ис. 5,21). Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, что говорит, и с кем говорит.
Молитва мытаря – это истинный пример молитвы, оправдывающей грешника. С мытаревыми чувствами и расположением души надобно предстоять в храме, который есть место соединения Бога с человеком.
Пусть каждый из нас, стоя на молитве, заботится о том, чтобы благоуспешно молиться, чтобы выйти из храма оправданным, как мытарь, не осужденным, как фарисей.
Боже, милостив буди нам грешным! Аминь.