Новости Адыгейского благочиния
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
7 февраля мы светло празднуем день новомучеников и исповедников Церкви Русской, начало которому было положено на Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах.
Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, устами участников Собора изрек будущее народа Божия и назвал его «годиной лютой».
На этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставлялось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней.
Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя — Великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом?«...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое...» (Лк.21,12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен.
А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период — за семьдесят лет — земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.
В этот день мы совершаем молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях — принял мученическую кончину за веру Христову.
Один из первых, кто стал во главе новомучеников Церкви Русской, — это Патриарх и отец — Святейший Тихон. Это он своим первосвятительским благословением указал чадам Церкви Русской единственно верный путь: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою... Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, — благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него». Таков путь Христа, таков путь Его Святой Церкви. Таков путь каждого, кто стал христианином. И Церковь Божия, и подвижник Христов свободно идут на Крест и взойдут на него. В свободе — и сила подвига, и его ценность.
Против христианства, вооруженного лишь крестом и молитвой, ополчились власть и вся сила зла в безумном порыве уничтожить, растоптать в нем Христа. И Россия во главе со своим Патриархом вступила на свою Голгофу.
С Всероссийского Собора уехал на страдание и смерть митрополит Киевский и Галицкий Владимир. Отстаивая единство Украинской Церкви со Всероссийской Православной Церковью, владыка Владимир незадолго до своей гибели сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я на всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову, за веру Православную, чтобы не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно начиналось». Как созвучны эти слова нашим дням!
Через четыре года вслед за митрополитом Владимиром мученичеством завершил свой жизненный путь Святитель Петербургской епархии — митрополит Вениамин. Ожидая исполнения своей участи, митрополит Вениамин оставляет нам бессмертные слова возвышенной силы. «Тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий».
Из разрухи и пепелища России, из болей целого народа, из бесчисленных ее смертей звучит голос новомучеников и исповедников Русских: «Святая Русь и Православная Церковь, которую «врата ада не одолеют», — существует, и существует более, чем когда бы то ни было».
И кто знает, сколько еще продлится то «малое» апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников?
А мы, взирая на сияние славы Русских мучеников из глубины своих сердец взываем ныне: «Святии новомученики и исповедники Русстии, молите Бога о нас!» Аминь.
Составлено на основе проповеди
Архимандрита Иоанна Крестьянкина, 1994г.