Новости Адыгейского благочиния
Равноапостольная Нина – просветительница Грузии
В народе говорят: от доброго корня – добрый плод. Эта пословица вполне применима к Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. Находясь неотлучно у Гроба Господня с 12 до 14 лет, она с детства познала сладость Духа Святаго и радость Богообщения. Ее отец Завулон, будучи крупным военачальником, привел ко Святому Крещению семь княжеств галлов, это территория сегодняшней Франции. Жизнь свою окончил в монашеских подвигах. Мама ее была диакониссой при храме Гроба Господня. По материнской линии дядей будущей Святой Нины был Патриарх Иерусалимский Ювеналий. Вероятно, на восприятие мира Ниной оказал большое влияние ее родственник, великомученик Георгий Победоносец. Воспитанная на примерах благочестия, Нина с детства желала послужить Богу в благовестии Христовом.
Однажды в сонном видении ее посетила Пресвятая Богородица и вручила святой Нине крест из виноградной лозы как залог успешного просвещения языческой Грузии, что она и совершила.
Суть духовного подвига равноапостольной Нины невозможно понять, не зная следующих фактов:
В сравнении с территорией Палестины, Грузия (Иверия) имеет более суровый климат и по этой причине была местом ссылки иудеев еще за 1000 лет до прихода в мир Мессии.
Несмотря на то, что грузинских евреев отделяло от центра иудейского народа столь огромное пространство, обетование отцов их гораздо чище и святее сохранилось в среде общины.
Первосвященники иудейского народа имели тесное общение с представителями грузинских евреев и вели с ними переписку по важнейшим вопросам. Когда чудеса, жизнь и учение Спасителя потрясли Иерусалим, и Он был приговорен к смерти, первосвященник Анна послал главному учителю грузинских евреев Элиозу приглашение непременно участвовать в суде над Мессиею. Мать Элиоза Сара была женщиной весьма благочестивой и весьма хорошо знала Священное Писание. Ожидая пришествия Мессии, она Духом Божиим предупредила своего сына не принимать участия в крови Праведного. «Ибо Он, - говорила она, - чаяние языков и Свет Израиля».
Сестра Элиоза, благочестивая девица Сидония, прощаясь с братом, просила его достать и привезти ей из Иерусалима что-нибудь принадлежащее Иисусу Христу. Любя свою сестру, Элиоз дал ей слово исполнить просимое.
Грузинские евреи, не будучи врагами Христа, по предведению Промысла Божия по смерти Иисуса Христа получили неоцененное сокровище – Хитон Господень. По необходимости оставшись в Иерусалиме до дня Пятидесятницы, были свидетелями всех чудес и знамений Искупителя: Славного воскрешения Его из мертвых, Его Вознесения и схождения Святаго Духа на апостолов, удостоились слышать устную проповедь св. апостолов на грузинском языке, что еще более разожгло их веру и любовь ко Христу.
Элиоз вернувшись домой, был встречен своей сестрой Сидонией, веровавшей в пришествие Христа, благодаря своей матери. Она бросилась ему в объятия и в слезах объявила ему о смерти матери в пятницу перед Пасхой в шесть часов дня. Сара, будучи совершенно здоровой, почувствовала тогда сильный удар в сердце и замертво упала со словами: «Прощай, царство Израильское, предавшее смерти Спасителя и Избавителя своего, и будешь отныне виновно в крови Создателя и Спасителя своего».
Услыхав странное сочетание обстоятельств – смерть Господа и смерть своей матери в одно и то же время, Элиоз пришел в большое недоумение и не знал, что все это означало.
Будучи в глубокой печали от внезапной потери матери, Сидония напомнила брату о своей просьбе. Он немедленно вынул из ящика окровавленный Хитон Господень и отдал своей сестре. Благочестивая и верная Господу блаженная Сидония, приняв в руки Хитон Господень, вскричала от радости: «Бог благоволил избавить народ этот от рук диавола и дарует ему вечное спасение». Когда же она узнала о распятии Спасителя и участии брата своего в смерти Небесного Посланника вопреки завещанию любящей их матери, упала замертво. Новая неожиданность еще сильнее поразила Элиоза; никакие старания всех окружающих взять из рук святой девы Хитон Господень не привели ни к чему – он как-бы прирос к ее телу. Через некоторое время произошло сильное землетрясение, и образовавшаяся расселина навсегда поглотила тело девицы с нетленным Хитоном Господним. Спустя некоторое время над святой могилой вырос кедр.
Когда апостолы Христовы бросали жребий для выбора страны своего будущего благовествования, Пресвятая Богородица пожелала участвовать в их трудах. Счастливый жребий пал на грузинскую территорию. Но Промыслу не угодно было столь великой жертвы со стороны Царицы Неба и Земли. Вместо нее туда отправились апостолы Андрей Первозванный, Варфоломей, Симон Кананит и Матфей. Но прошли годы и уже во времена святой Нины христианство таилось в Грузии под покровом грубого язычества.
Вот какие события предшествовали прибытию Нины в эти места. И когда она, скрываясь от гонений императора Диоклетиана и желая найти место хранения Хитона Господня, прибыла в Грузию, вид был ее таков: утомленная от страха, голода и холода, босая, в рубище, с крестом в руке. Господь наш Иисус Христос, истинный путеводитель всех своих последователей, явился рабе Своей, ободрил юную посланницу следовать по повеленному ей пути. Подкрепленная таким образом и ободренная на предшествующий трудный путь, она отправилась в столицу Грузии Мцхет.
5 августа 315 года она прибыла в Мцхет, а на другой день, присоединившись к огромной толпе язычников, взошла на гору, где стояло капище языческих божеств. Святая, увидев капище, была поражена богомерзким зрелищем, в котором была занята толпа народа как столицы, так и областей ее, во главе с царем.
При виде этого безумия блаженная Нина, глубоко опечаленная, начала горько плакать, сокрушаясь сердцем о их погибели. Вздев глаза и руки к истинному Богу, она предалась горячей и усиленной молитве, которая была услышана.
Поднялся страшный ветер, и затем страшная гроза, сопровождавшаяся необычайно крупным градом. Вся окружающая природа, казалось, в то время готова была разрушиться до основания. Но разрушено было капище и ветром снесено в пропасть.
Также молитвенно святая Нина вошла в жизнь и быт окружавших ее людей, помогая им в разных жизненных ситуациях. После трехлетней тайной проповеди, которая закончилась просвещением христианским учением грузинского царя Мириана и его семьи, подвижница стала явно и открыто проповедовать Слово Божие.
По просьбе царя Мириана, император Византийский Константин Великий присылает епископа Иоанна, который приступил к крещению сперва царя, затем царского семейства, вельмож и всего народа.
Была начата постройка первого храма. Местом для строительства храма был выбран царский сад, в котором рос трехлетний величественный, чудный и густотенистый кедр. Таинственный этот кедр под корнями своими скрывал бесценное сокровище Грузинской Церкви Хитон Господень, как удостоверяли Нине разные видения и повествования старожилов о судьбе Святого Хитона.
Было решено срубить кедр и использовать его в постройке храма. Срубили с главного ствола огромные ветви, но главного ствола не смогли срубить с корня, и никакая человеческая сила не в состоянии была сдвинуть его с места.
Нина вместе с семью ученицами стали на молитву у кедра, прося у Бога содействия начатому делу. Прошла ночь, а на заре кедровый столб осенился светлым облаком, столб стал то опускаться, то подниматься над своим пнем. По выражению летописи, зрелище было невыразимое: небо соединилось с землей, все пространство над столицей осенилось небесным светом, и бесчисленные лики ангелов, подобно лествице Иакова, восходили и нисходили на святой столб. Божественный же Глава новооснованной Церкви Грузинской виден был в невыразимом свете над святым и животворящим этим столбом. Нижний же пень несколькими ручьями испускал из себя благовонное миро.
К святому столбу стали приносить всякого рода больных, которые получали исцеление возложением рук святой Нины и помазыванием святого мира.
Это событие стало центральным в просветительском служении святой Нины в Грузии. Позже были крещены горные народы всего центра Кавказского перешейка.
Совершив дело своего апостольского служения, святая извещена была свыше о своей кончине и завещала всем твердо хранить Слово Божие и идти по спасительной дороге. Дав последнее благословение, предала свою святую душу в руки Бога 27 января 340 г. по Р.Х., на 35-м году своего пришествия в Мцхет и на 67-м году от рождения.
По своему смирению, она не велела воздвигать в честь ее храмов, а если захотят строить, то да воздвигают их в честь ее двоюродного брата, святого великомученика Георгия Победоносца, которому отдает предпочтение.
Составлено по книге Михаила Сабинина
«Сад святой Нины», 1877г.