Новости Адыгейского благочиния

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

  • Печать
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля
8 января 2015 г. 22:13

8 января 2015 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Всех вас поздравляю со вторым днем великого праздника Рождества Христова. В этот день мы традиционно совершаем Литургию в Успенском соборе Московского Кремля и прославляем Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную, а вместе с Ней ближайших родственников по плоти Господа и Спасителя: Иосифа Обручника, Давида царя; святого Иакова, брата Божия, первого епископа Иерусалимского. Потому и день этот называется Собор Пресвятой Богородицы, то есть собрание, а если перевести на наш язык — семья Пресвятой Богородицы. Рождество вообще неслучайно называют семейным праздником, потому что рождение ребенка — это праздник в семье. Ведь в честь рождения собираются не только мать и отец — если семья дружная, то собираются и братья, и сестры, и двоюродные братья и сестры, а часто и дяди, и тети, потому что это событие для всего рода.

 

Величайшим событием для рода Давидова было рождение Спасителя, хотя и был Он рожден в убогой пещере вифлеемской и никаких родственников не было рядом, — только Иосиф Обручник, который, будучи старцем, блюл девственность Пресвятой Богородицы. По преданию, на обручение его благословил первосвященник иудейский, и Иосиф был вместе с Ней в тот самый момент, как и в самые трудные годы жизни Младенца и Спасителя нашего Иисуса Христа он имел особое о Нем попечение. Ведь именно ему, а не кому-то другому, явился во сне ангел и сказал: «Уходи отсюда, беги в Египет, потому что иначе убьют Младенца», — и он встал и пошел.

Трудно сказать, как поступил бы современный человек, если бы во сне ему было сказано: поезжай туда-то или туда-то. Хватило бы у него сил хотя бы купить билет на самолет, в комфортабельных условиях куда-то полететь? А ведь тогда люди перемещались пешком, в лучшем случае на осле. Предстояло идти через пустыню, в Египет… На ком же была ответственность за Деву Марию и за Младенца? На Иосифе. Он был стар, но он был единственный мужчина, и, конечно, он нес ответственность как глава этой семьи. Они благополучно достигли Египта, но ведь там нужно было на что-то жить. Вот он и трудится плотником, зарабатывает, чтобы тем самым прокормить свою семью — Пречистую Преблагословенную Деву Марию и Младенца Иисуса Христа.

А потом снова видение во сне: «Возвратись, потому что умерли те, кто искал душу Младенца». Иосиф берет Пречистую Деву и Младенца Иисуса, и возвращается. А здесь проявляется житейская мудрость Иосифа. Казалось бы, ему нужно жить в Иудее, где родился Младенец, но Иосиф узнает, что там правит Архелай, сын и преемник умершего царя Ирода, того, кто желал убить Младенца. И убоялся Иосиф жить под властью Архелая. Он переходит в Галилею и поселяется там, в городе Назарете.

Мы вспоминаем также царя Давида, выдающегося персонажа древней ветхозаветной истории. От него идет род, в котором родился Иосиф и родилась, по преданию, Дева Мария. Давид был известен святой жизнью, своим мужеством, и именно в ответ на его доброту, на его сердечность, на его мужество народ очень полюбил его. А в то время царствовал некий Саул, который ревновал о славе Давида, и над этим молодым человеком нависла смертельная угроза. Давид мог бы дважды рассчитаться с Саулом, убить того, кто хотел его убить. Но он не поднимает руки на царя, и когда Саул умирает, народ избирает Давида царем.

Но даже этот святой человек не сумел уберечь себя от греха. Он полюбил красивую женщину по имени Вирсавия, которая была замужем за его военачальником Урией. И Давид посылает Урию в смертельную схватку с врагом в надежде, что в бою тот погибнет. Так и случилось, и после гибели Урии Давид берет Вирсавию себе в жены. Осознав всю глубину своего падения, Давид пред Богом исповедует свой грех дивными словами, которые дошли до нашего времени, — словами 50-го псалма. И что самое, может быть, главное: всякий раз, когда Давид проходил через тяжкие жизненные испытания, он никогда не терял присутствия духа, никогда не роптал на Господа, потому что понимал, что это ему в наказание за тот самый грех.

Сколько грехов мы с вами совершаем, в том числе таких, что постоянно бередят нашу совесть! Как часто мы каемся на исповеди в одном и том же грехе, потому что чувствуем, что этот грех тяготеет над нами! А если вдруг входим в полосу неудач, то теряем присутствие духа, а иногда даже ропщем на Господа или говорим: «За что мне, Господи? ведь сосед или соседка гораздо хуже, чем я, но вот они благоденствуют, а я испытываю такие трудности». Вот когда мы будем проходить через жизненные тяготы, давайте поразмыслим о своей собственной истории и наверняка найдем такой грех, который мы искупаем пред Богом в этой жизни, чтобы не взыскал с нас Господь в жизни вечной, — через скорби и страдания, как искупал свой грех царь Давид.

Мы вспоминаем сегодня также Иакова, брата Божия. По преданию, до обручения с Девой Марией Иосиф был женат, но его жена Саломия умерла, он овдовел, и у него были четыре сына и две дочери. Старший из сыновей, Иаков, стал учеником Иисуса Христа. Он был человеком очень благочестивым, даже по нормам ветхозаветного закона, и, прекрасно зная все предписания этого закона, строго их исполнял. Поэтому даже иудеи, которые возненавидели христианскую общину, видя в христианах неких изменников, с уважением относились к Иакову и называли его праведником. Но когда после Вознесения Господа Иаков возглавил иерусалимскую общину и смело исповедовал, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живаго, то иудеи убоялись этой проповеди и сбросили Иакова с крыши Иерусалимского Храма, — он погиб как мученик.

Мы сегодня вспоминаем, говоря по-человечески, семью Спасителя, семью Божией Матери. Одним только этим воспоминанием Церковь подчеркивает значение семьи и семейных отношений, важность рождения детей, важность объединения родственников, особенно пред лицом трудностей и опасностей. Как важно поддерживать друг друга, как важно делиться, чем можем, — в первую очередь с членами своей семьи! Ведь любовь очень часто исчезает тогда, когда мы перестаем делиться собой и тем, что у нас есть, с другими. Тогда мы становимся для них чужими людьми, тогда распадаются семейные связи.

А потому сегодня наша особая молитва о семьях. О наших семьях, о том, чтобы в них рождались младенцы, о том, чтобы прекратилось в массовом масштабе убийство младенцев во чреве матери. О том, чтобы рождение каждого было великим счастьем для семьи, поводом еще более сплотиться и почувствовать важность друг друга. Мы, конечно, сегодня молимся и о детях наших, которым предстоит идти неведомыми путями в будущее, к концу XXI века. Трудно себе представить, что будет в ту эпоху, а они должны будут пронести в то далекое будущее веру православную, верность Христу, верность Его Божественному закону.

Поэтому Церковь сугубо молится о родителях и детях, о семьях наших. Верим, что Господь по немощным молитвам нашим приклонит милость Свою и к родителям, и к детям, помогая им воспринимать в том числе и великую мудрость, которую передает нам Священное Писание, бережно сохраняемое в Церкви.

Я всех вас сердечно поздравляю со вторым днем праздника Рождества Христова, с днем воспоминания о Семье, о Соборе Пресвятой Богородицы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси