Новости Адыгейского благочиния

Голос Афона

  • Печать

 

15 июня 2013 года в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре был освящен новый храм во имя всех святых Русских государей.

Святые благоверные государи составляют особое, весьма многочисленное собрание святых Русской Церкви. Лик благоверных русских государей включает в себя 145 венценосных угодников Божиих, канонизированных к общему или местному почитанию за 1026-летие нашей христианской истории. Многочисленностью этого собрания обусловливается и многообразие подвигов, которыми каждый из них угодил Богу и заслужил добрую память и почитание соотечественников.

Память всех святых русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма в Русской обители на Святом Афоне. Каждый из них прославлен Церковью в разные времена истории. Обращает на себя внимание тот факт, что прославлены не просто отдельные личности, но целые семьи русских князей. Это свидетельствует о глубоко укоренившемся на Руси семейном благочестии или бытовой святости православной русской семьи.

 

Образец святости, стремление к нему, желание организовать свою жизнь в соответствии с ним, были присущи сознанию русских людей, от князя до простолюдина. И княжеская семья здесь на особом счету. Ведь князь, царь – всегда на виду. Святость спасает вокруг себя тысячи. И если царская семья благочестива, если ее семейный быт образцовый, то это не может не оказывать влияния на других. Поэтому и сформировалось в сознании людей и вышло из души русского народа представление о своей Родине, как о Святой Руси.

Благочестие, святость – это те скрепы, которые постепенно сплачивали Русскую землю, русских людей вопреки всем внешним и внутренним противодействиям. Благочестие и святость – это и есть код нашей идентификации. Благодаря этому и крепла всегда Русь, несмотря на все, что с ней происходило. Сейчас много говорится, и даже поется о Святой Руси, о новом собирании Руси. Слава Богу, что мы сохранили понятие и стремление к этому. Но необходимо также и понимать, что без нравственной ответственности, без четкого представления о своем долге и своих обязанностях перед Отечеством, обществом, своей семьей и лично перед Богом за свою собственную душу – никакой Святой Руси не будет. При растущих в обществе тенденциях эгоизма, наживы и неслыханного разврата о каком собирании Руси может идти речь? Ради чего собирать: ради греха?! Но тогда это не Святая Русь, а Вавилон, который рано или поздно рухнет и погребет нас под своими обломками. 

Собирая ныне раздробленную Русь, необходимо с самого начала выстраивать правильную нравственную парадигму, чтобы все понимали, над чем мы работаем, и что от каждого требуется на своем месте. В противном случае выстраданная и вымоленная предками «Святая Русь», превратится в погремушку, фольклор и фетиш.

 Русские князья, святые и не прославленные, стремясь преодолеть раздробленность, заключали выгодные экономические союзы, объединяли границы, организовывали совместную оборону против общей угрозы. Но в то же время они осознавали, что главный фундамент, на котором зиждется Русская земля, это вера и благочестие.

Духовно нравственное совершенствование является идеалом Святой Руси. Это тот остов, костяк нашего Отечества, который отличал всегда нашу особую цивилизацию от либеральной Европы. Русь должна возродиться как столп веры и благочестия, как сила, удерживающая мир от нравственно-духовной деградации.

Православная цивилизация – это и есть тот самый Удерживающий, который отодвигает мир от погибели и воцарения «сверхчеловека», царствующего над страстями людей. Воцариться этот «сверхчеловек» сможет только тогда, когда будут размыты и уничтожены все духовно-нравственные ценности, на которых зиждется достоинство человека, но покуда существует нравственная духовная цивилизация, приход к власти универсального «царя», гарантирующего незыблемость и торжество либертианских «прав» и «свобод» - невозможен. Общество с либертианскими ценностями – это и есть цивилизация антихриста, готовая к его воцарению.

Отрадно видеть, что Россия постепенно, шаг за шагом, отходит от западных либеральных псевдоценностей, навязанных ей в девяностых годах прошлого века.зуитской коллегии в Риме.а е каховелось хлебнуть. ю собственную душу - никакой понимать, что без И с каждым шагом отход этот становится все увереннее и смелее. Само наличие этого вектора свидетельствует о том, что Русь возрождается. И, возможно, скоро мы действительно сможем сказать, что возрожденная Русь – это единственная в мире сила, гарантирующая самую главную свободу человека, самое главное его право: свободу от греха и право на святость. В этом и есть главное отличие Русской и западной цивилизаций.

Собор Святых Государей, как прозябение многоплодной Русской Земли, является в равной степени достоянием каждой из ее частей.

Будучи, в подавляющем своем большинстве, членами одного рода, коллективно правившим Русью, они и поныне являются ее обладателями и блюстителями, а она, в свою очередь, - их законной и неотъемлемой вотчиной. Совокупное почитание их является еще одним фактором, не только сближающим, но и сплачивающим Триединую Русь, искусственно ныне раздираемую на части.

Издревле существовало на Земле Русской предание, что в лихую годину все святые ее правители вкупе приходят на помощь своему земному Отечеству.

Каждый их них по отдельности является молитвенником за Русскую Землю. Вместе же – это непобедимая небесная рать, ополчение предстателей и хранителей Святой Руси!

Так, перед Невской битвой, которая состоялась в день памяти равноапостольного князя Владимира, произошло чудесное видение. На восходе солнца ижорский старейшина Филипп услышал шум и увидел шедший по морю насад. В нем стояли в червленых одеждах, положив друг другу руки на плечи, св. страстотерпцы Борис и Глеб; гребцы же в насаде сидели, словно одетые мглою. Святой Борис сказал: «Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу».

В одном из повествований о житии благоверного князя Александра речь идет о чуде, свершившемся в ночь на 8 сентября 1380 года у его гробницы во Владимире: «… два старца честна изыдоста от святаго алтаря и приидоста ко гробу блаженного Александра и глаголаста: «О господине Александре, востани и ускори на помощь правнуку своему, великому князю Дьмитрию…» И в той час святый великий князь Александр воста из гроба и со обема старцема вскоре невидимы быста».

В 1571 году во время нашествия на Москву Девлет-Гирея инок Владимирского Рождественского монастыря Антоний, молясь ночью о победе воинства Русского Государя, видит юных всадников, святых Бориса и Глеба, которые входят в церковь и будят спящего князя Александра: «Возстани, брат наш, да ускорим на помощь сроднику нашему царю Иоанну». Выйдя из собора, трое всадников мчатся в Успенский собор к сродникам своим, святым князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу. И вот уже все семеро, перенесясь через городскую стену, несутся в Ростов, чтобы поднять с собой царевича Ордынского Петра. Так собиралась небесная рать князей русских для обороны Святой Руси, на Великую Молодинскую битву, отчасти забытую нашей историей. Эта битва по значению своему для истории нашего Отечества не уступает Куликовскому и Бородинскому сражениям, битвам на Курской дуге и под Сталинградом. От исхода ее зависел не просто тактический результат, а вся последующая судьба Отечества. Несмотря на численный перевес  врага (25 тыс. против 125 тыс.), безоговорочная победа осталась за войсками Русского Царя, которым помогало, как мы уже знаем, ополчение всех святых русских князей.

Когда подумаешь об этих почти 150-ти святых русских правителях, то осознаешь: какая же это мощь! А ведь они не только внесли какой-то вклад в нашу историю на определенном этапе ее развития, они до сих пор присутствуют в нашей истории, потому что молятся Богу за всю Русскую Землю. Поистине – это великая сила. Ни в одном другом народе не явлено такого числа благочестивых правителей. Это явление можно назвать одним из феноменов русской святости.

Каждый из святых государей был поставлен промыслом Божиим перед судьбоносным выбором. Каждый – перед своим. Христианство или идолослужение. Благочестие или нечестие. Верность христианскому долгу ценой собственной жизни или временная жизнь ценой вероломства и измены. Власть, богатство, слава или же – монашеское послушание, кротость, безчестие или безвестность. Удивительно то, что выбор, сделанный каждым из них, повлиял на судьбу Русской земли, сформировал историческое лицо нашего Отечества, то, что мы называем Святой Русью. Их личный подвиг создал образ благоверного Государя, «доброго Царя-батюшки», притягательный и приснопамятный для русской души. Этот образ настолько устойчив, что задает критерии оценки деятельности всех последующих правителей Руси, от императоров – до президентов.

Русь пробудилась, Русь собирается и сосредотачивается. И процесс этот теперь не остановить… А это значит, что неизбежно новое столкновение цивилизаций. И Русь обязательно одолеет агрессора. А после этого великого потрясения кульминацией возрождения станет избрание нового благоверного Царя. Так предрекают пророчества.

 

Церковный календарь на 2014 год

Русского на Афоне

                                                                                                    Свято-Пантелеимонова монастыря