Новости Адыгейского благочиния

Неделя 4-я Великого поста

  • Печать

Во имя Отца и Сыны и Святаго Духа!

 

Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти прп. Иоанна Лествичника, создателя «Лествицы», дивного учения о восхождении ко Господу. По указанию «Лествицы», христианское возрастание и преуспеяние достигается человеком по благодати Божией через подвиги самоотвержения, поста и молитвы. 

В этом деле возьмем для себя знамением слова Святого Евангелия : «Симоне, сыне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21,15). И эти слова Господа должны звучать вопросом для нас всегда, всю жизнь: «Владимире, Ирина, Александре, Ольга, любиши ли Мя?» И будет достойно, когда сможем отвечать: «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тебя!»

                Каждому христианину необходимо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в  постоянном послушании у духа, и в этом ему помогут  пост и воздержание. Христианский пост - неотъемлемая сторона христианской жизни. Пост и молитва – самые лучшие и вернейшие средства к побеждению и отгнанию всяких демонских искушений. «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9,29). Так отвечал Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда те спросили, почему они не смогли изгнать беса из отрока, одержимого духом немым. Эти слова Господа вполне разъясняют и нам причину, по которой часто мы не можем отогнать от себя демонов, вовлекающих нас в разные грехопадения. Причина такого бессилия в борьбе с окружающими нас духами тьмы – это наше маловерие, нежелание поститься и неохота молиться.

 

                Как пища для тела, так и молитва необходима для души каждого христианина. Молитва есть общение человека с Богом. Молитва для нашего спасения так же необходима, как и вера. Она приближает нас к Святейшему Богу, перед Которым бежит в страхе и трепете демонская сила, стремящаяся утвердить нас в пороках и страстях. Поэтому апостолы заповедуют нам непрестанно молиться, то есть непрестанно иметь молитвенное настроение. Молиться можно за столом, вкушая хлеб; занимаясь житейскими делами; в суете городской жизни, но всегда и везде нужно стремиться к нерассеянной молитве. Сильнее всего молитва, совершаемая в храме. Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде их» (Мф. 18,20). Сила благодатного воздействия молитвы на нашу душу только тогда велика, когда она соединяется с благоразумным постом и воздержанием. Пост для молитвы то же, что крылья для птицы.

Пост телесный не может быть самоцелью. Это только средство в борьбе с грехом. Воздержание должно касаться не только пищи, но и простираться на все душевные проявления, должно обуздывать душевные страсти: гордость, превозношение, гнев, раздражительность, зависть, недоброжелательность, властолюбие, честолюбие, тщеславие, стяжательность, осуждение, клевету, обман и так далее. Воздержание от этого и есть истинный духовный пост, который ведет к перемене человека. Ибо какая ценность в том, что человек не вкушает скоромного, а гневом, ненавистью снедает душу брата своего? Нет пользы ему от поста, если он не перестает осуждать, злословить, лгать и клеветать на брата своего, если ум его заполнен помыслами гордости или злопамятства, если он тянется к неправде, если в сердце его гнездится нечистота. Святитель Василий Великий говорит: «Кто воздерживается от пищи, а ведет себя плохо, тот подобен диаволу, который хотя ничего и не ест, однако не перестает грешить». Следовательно, истинный пост духовен.

                Церковь не указывает границ поста и предоставляет человеку выбрать меру его по своим силам. Во всяком деле крайности вредны. Как пресыщение расслабляет человека, так и неумеренный пост ослабляет его телесные и духовные силы. И если человек, изнуряя себя постом, будет от  голода раздражителен, упрям или угрюм, то не будет угоден Богу. Добрые дела, дела любви и милосердия, снисходительность, взаимное прощение обид и миролюбие – вот истинные проявления поста.

Да поможет нам Господь Своей благодатью и человеколюбием в благоразумном прохождении Великого поста! Аминь.