Новости Адыгейского благочиния

Урок из евангельского повествования об избиении младенцев

  • Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Два события, совершившиеся почти одновременно, но совершенно противоположные: рождество Христа-Богомладенца и неповинная смерть вифлеемских младенцев! Одно — в высшей степени радостное, другое — поразительно прискорбное. Одно показывает всю беспредельную любовь и благость великого Бога, другое — всю злобу и жестокость человека.

 

Трудно было бы поверить, дорогие братия и сестры, что Ирод, царь иудейский, совершил такое страшное злодеяние, если бы оно не подтверждалось не только евангельской, но и языческой историей. Как он мог решиться на такой поступок? Волхвы, или мудрецы Востока, руководимые чудной звездой, приходят в Иерусалим и спрашивают: «Где есть рождейся Царь Иудейский, видехом бо звезду Его на востоце?» Вопрос смущает Ирода и весь Иерусалим, ожидавший пришествия Мессии. Первосвященники и книжники иудейские, к которым обратился Ирод с вопросом о месте рождения Христа, отвечали, что по предсказанию одного из пророков Христос должен родиться в Вифлееме. Если бы Ирод мог рассуждать сколько-нибудь здраво, он понял бы, что тут совершается нечто сверхъестественное. Эта звезда, указывающая на родившегося Младенца, это древнее пророчество о месте рождения Его ясно свидетельствовали, что таким образом действует Сам Бог. А что можно сделать против Всемогущего Бога? Но Ирод не рассуждает, он слепотствует: он решается на борьбу с Богом, решается погубить Богомладенца. Из-за чего же все это? Из одного опасения, что родившийся Христос может лишить его, Ирода, царского престола в Иудеи. Но Христос еще Младенец, и много пройдет времени, пока Он возрастет, а Ирод уже стар и может умереть гораздо раньше, как и случилось в действительности. Да при том Иудея находилась тогда под владычеством римлян. Ирод царствовал в ней как наместник римского императора. Чего же было опасаться Ироду, если бы даже вся Иудея восстала против него, объявив новым царем Младенца-Христа? Что могла сделать горсть иудеев против непобедимых тогда римлян? Но Ирод не рассуждает, а слепотствует: он решается погубить Богомладенца. Как же он замышляет исполнить свое намерение? Сначала он собирается совершить это обманом, тайно: он просит волхвов на обратном пути из Вифлеема прийти к нему в Иерусалим и рассказать, где они найдут Христа, обещаясь сходить как будто бы на поклонение Новорожденному царю иудейскому. Но когда волхвы, вразумленные свыше, не вернулись в Иерусалим, тогда Ирод без колебания действует открыто. Он повелевает умертвить всех младенцев, возрастом до двух лет, в Вифлееме и его окрестностях, надеясь таким образом умертвить Христа-Младенца. Страшное преступление совершено, четырнадцать тысяч невинных жертв пало, а цель Ирода не достигнута. Богомладенец спасен чудесным бегством в Египет.

Итак, дорогие братия и сестры, видите, как ослепляют человека страсти и делают его безрассудным, а иногда и бесчеловечным. Научимся же побеждать свои страсти, по словам святого апостола Павла, распинать своюплоть со страстьми и похотьми. Не дадим им усиливаться в нас так, чтобы они возобладали над нами и увлекли нас по своему слепому произволу. Будем заботиться, чтобы даже в минуты тяжких искушений сохранить рассудок, освещающий нам ту пропасть, в которую мы можем устремиться: от многих падений и грехов мы удержались бы, если бы после искушений умели возвышаться мыслью, могли опомниться и осмотреться. 

Об избиении младенцев в Евангелии от Матфея сказано: "Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет".

Много лет прошло с того несчастного времени, когда земля Израилева огласилась воплем и оросилась слезами несчастных матерей, однако нужно признаться, что и теперь есть ироды с их преступными замыслами и злодеяниями, и вопли Рахили не умолкают, слезы ее не высыхают. Рахиль — это Церковь Божия, а ироды — враги ее. Господь основал на земле Свою Церковь для спасения людей, для чего даровал Церкви все спасительные средства, как-то: Свое учение, благодатные таинства и совершителей их — духовных пастырей. В течение всей истории Церкви и поныне проявляются и умножаются ироды и враждуют против спасительного для людей дела Божия. Это различные раскольники, сектанты и все те, кто не признает ни Бога, ни бессмертия души, ни вечной жизни. Они самим делом отвергают все заповеди Божий, постановления Вселенских соборов и все учения Святой Православной Церкви — учения Духа Святого и своими соблазнами губят слабых последователей Господа Иисуса Христа. Не являются ли новыми младенцами Рахили те, которые пали и падают от рук новоявленных иродов — матерей-детоубийц, падают через аборты или, что еще хуже, сами становятся иродами?.. И плачет, горько плачет новая Рахиль, Святая Церковь Православная, о страшной погибели ее чад и не может утешиться, ибо многие погибают временно и вечно.

Но какие бы усилия не употребляли новые ироды к явному и тайному погублению немощных чад новой Рахили — Святой Церкви, им никогда не удастся разрушить то дело Божие, которое поручено Церкви ее божественным Основателем и которое она творила, творит и будет творить до скончания века. Однако коварство современных иродов погубляет души многих слабых чад Церкви и причиняет глубокую скорбь ее материнскому сердцу. Не допустим же, дорогие братия и сестры, облечь нас или детей наших в их пропитанную ядом одежду. Не огорчим нашу любвеобильную Мать — Святую Церковь Православную своими грехами, беззакониями, равнодушием к вере и спасению или следованием по стопам новых иродов. Будем верными чадами Святой Церкви и, согрешая по немощи, будем поспешать к нашему Ходатаю и Спасителю, чтобы получить через духовников от Него прощение наших грехов и очищение. Тогда зло не возобладает над нами, не доведет нас до того, до чего довело Ирода. И мы в состоянии будем, при помощи Божией, отразить нападки и лукавства новых иродов, духовно исправиться и вступить на путь благочестия, чтобы достигнуть вечной жизни. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди.